ЗЕРНА И ШЕЛУХА НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЫ
Не отвергай совета ничьего,
Но прежде рассмотри его.
И. А. Крылов.
наше время научная медицина всё с большим /и вниманием относится к народной медицине. И вер-
но: всё мудрое в опыте человечества, всё ценное выдержавшее испытание временем, рождалось в гуще народа.
За три с лишним тысячи лет своего существования медицина, пока она не стала научной в современном понимании, долго блуждала по извилистым дорогам эмпиризма. В спрессованном веками конгломерате опыта народной медицины есть и шелуха, но много и рациональных зёрен. Для изучения наиболее перспективных из них в нашей стране созданы целые научно-исследовательские институты, в частности институт лекарственных растений (ВИЛР), рефлексотерапии, тибетской медицины.’
С растениями и их лечебными свойствами связано много преданий и легенд, уходящих в глубь истории. Великие врачи прошлого — Гиппократ, Теофаст, Диоскид, Плиний, Авиценна,
Гален и другие широко применяли растения для лечения больных.
В настоящее время не только продолжается интенсивное изучение лечебных свойств различных растений, но и проводится селекцион-ирование новых видов их с заданными лечебными свойствами.
XXV съезд КПСС поставил перед медицинской наукой задачу: «Обеспечить создание и освоение новых высокоэффективных лекарственных препаратов». Большую роль в выполнении этой благородной задачи играет использование лекарственных растений. 40% лекарств, применяемых сейчас в медицинской практике, приготовляется из трав. Возможности для новых поисков здесь неисчерпаемы. Достаточно отметить, что на территории нашей страны растут около 20 тысяч растений, в мире — около 500 тысяч, а в медицинской практике применяется всего около 300 из них. Еще академик Н. И. Вавилов сетовал: «Как богат растительный мир и как мало мы его используем».
Богат и самобытен растительный мир Кавказа, в том числе и Дагестан, где лечение травами применялось с давних времен и широко распространено в настоящее время. Врачи давно пришли к выводу, что лекарства биологического, т. е. растительного и животного происхождения, по природе ближе к человеческому организму, поэтому действие их мягче, они меньше дают побочных реакций, чем синтетические препараты. Кроме того, лекарства биологического происхождения легко распадаются и не накапливаются во внешней среде. Профессор Мюнхенского технологического университета Эрих Вюнш, который принимал участие в международном симпозиуме, посвященном химии белков и пептидов, проходившем в 1981 году в Махачкале, привел такой пример. Сейчас в развитых странах в качестве противозачаточного средства широко применяются искусственные гормоны — стероиды. Обладая высокой стойкостью, они в неизменном виде попадают
с отходами в почву и воду и накапливаются там. Если это процесс будет и в дальнейшем продолжаться с такой же ин тенсивностью, то лет через сто может прекратиться рождение детей мужского пола, потому что избыток женских гормонов уже в утробе матери будет препятствовать развитию мужско го зародыша. Этого не случится, если в качестве гормонов применять органические, белковые вещества.
Однако процесс гармоничного впитывания научной меди циной всего полезного, что накопилось в народной медицине^ не всегда проходит в оптимальном варианте. Её методы то неимоверно возносят (при этом вокруг них создается ореол таинственности), то их сваливают в одну кучу с приёмами знахарей и бичуют заодно с ними. И это не мудрено, потому что при бытуфщих сейчас представлениях грани между народной или, как ещё называют, эмпирической или альтерна тивной медициной и знахарством настолько стёрты, что не сразу определишь, где кончается одно и начинается другое. Народную медицину иногда даже называют знахарской. Многое из того, что есть ценного в народной медицине, обросло ритуалами, суевериями, манипуляциями разновековой давности. И среди этой шелухи не всегда легко найти рациональное зерно.
Под личиной знатоков секретов народной медицины, травников, иглотерапевтов и прижигателей нередко ловко орудуют всякого рода дельцы, авантюристы и знахари различных видов. Похвально и очень полезно, например, что травники и их последователи-энтузиасты собирают, нужным образом обрабатывают целебные травы и коренья. Но беда в том, что какая — то их часть, причём не самая компетентная, переходит границы дозволенного: безапелляционно ставит человеку диагноз и назначает способы употребления трав. На рынке иногда можно быть свидетелем такой картины: где-то в уголочке овощного ряда идёт бойкая торговля лекарственными травами. «Что болит-то? Голова? — доверительно спрашивает трав
ник покупателя и тут же заключает,—давление, значит. Вот возьми — пустырник называется. Отвари в литре воды и по полстакана три раза в день—как рукой снимет. Семь рублей. А ты чего такой жёлтый? (Это уже другому). Вот бери столетник, и лицо станет светлое, как луна, и до ста лет проживешь. А ты что хромаешь, нога болит? Вот корень — натри..ольное место, всё пройдёт».
Нужно ли объяснять, что голова может болеть не только «от давления», что это симптом многих болезней, в том числе и таких, при которых пустырник может оказать не положительное, а, наоборот, отрицательное действие? Или что натирание раздражающего корня и отвлечение боли вовсе не излечивает болезнь, а способствует её запусканию?
Чтобы правильно судить о возможностях народной медицины, надо отдавать себе отчёт в том, что у неё есть много разнообразных способов лечения, но мало методов диагностики, да и те носят примитивный и поверхностный характер. А патогенетическое, причинное лечение болезни на уровне современных достижений немыслимо без хорошей диагностики. Львиная доля врачебного опыта, клинического мышления, знаний и времени нужны именно диагностике, для установления природы и локализации болезненного процесса. Для этого же предназначено и наиболее сложное и дорогостоящее оборудование лечебных учреждений. Говорят ведь, что правильный диагноз — половина лечения. А представители народной медицины не в состоянии диагностировать болезнь. На основании жалоб и других субъективных данных они ставят выдуманный или услышанный от кого-то диагноз и проводят в лучшем случае лечение, направленное на ликвидацию симптомов, а не самой болезни. Это мало чем отличает её от знахарства. Поэтому попытка автономной, полностью обособленной деятельности народной медицины не оправданы. Другое дело, что методы её должны быть тщательно изучены и всё ценное, что есть в ней, взято на вооружение научной медициной. Приемлем также вариант лечения методами народной медицины при диагнозе, установленном профессиональным» врачами. Одним словом, народная медицина должна пройти" фильтр научной медицины и найти своё место в ней или околсш неё — таково требование’ времени.
Примером симбиоза и взаимного обогащения народной и научной медицины может послужить иглоукалывание (синонимы: иглотерапия, акупунктура, чжен-цзю-терапия, рефлек* сотерапия). Оно восходит к древней народной медицине Китая, Кореи, Японии, Вьетнама, Лаоса и других восточных страї Механизм воздействия иглоукалывания на организм человек до конца не изучен, но эффективность, а значит и целесоо1 разность применения его в лечении ряда заболеваний уже ма ло у кого вызывает сомнение. Состоявшийся в мае 1983 год
|
в Софии VIII Всемирный конгресс по акупунктуре показал, что метод этот прочно вошёл в практику здравоохранения многих стран, в том числе и СССР. В нашей стране на пяти кафед рах рефлексотерапии При институтах усовершенствования врачей подготовлено уже около четырёх тысяч специалистов этого профиля. _
Дальнейшее изучение и внедрение в практику акупунктуры обещает много ценного. Директор института иглотерапии Вьетнама Нгуен Тай Тху рассказал в своём интервью корреспонденту «Литературной газеты» о случаях восстановления слуха и речи при контузии или кровоизлиянии в мозг, ликвидации параличей посредством иглотерапии. Один из перспективных путей акупунктуры—применение её с целью обезболивания. По свидетельству Тху, под таким обезболиванием во Вьетнаме сделано около 14 тысяч операций шестидесяти с лишним видов, в том числе такие, как резекция желудка, удаление камней из печени и почек, операция на лёгкие и трепанация черепа.
Однако, к сожалению, знахарские тенденции вокруг акупунктуры полностью не преодолены и до настоящего времени. Они касаются как теории, так и практики вопроса. Имеет хождение канонический взгляд на акупунктуру как на нечто сверхъестественное, обусловленное необычностью структуры точек введения игл, а самим иглам приписываются свойства вливать в эти точки какую-то энергию извне. Критикуя эти метафизические и мистические взгляды, директор института рефлексотерапии Р. Дуринян отметил, что точки акупунктуры являются лишь наиболее удобными местами для введения игл в область скопления нервных элементов и получения рефлекторного эффекта и ничем эти участки человеческого организма по структуре не отличаются от остальных. Точно также, утверждает Р. Дуринян, «никакой энергии, кроме нервных импульсов, при воздействии на скопления нервных элементов в точках акупунктуры не возникает… Никакая акупунктура не может восполнить энергетические затраты организма. Она может лишь рефлекторно воздействовать на различные физиологические функции, в том числе усилить обмен веществ в органах и тканях за счёт нейро-гуморальных механизмов путем изменения дыхания, кровообращения, секреции гормонов и т. д.».
Другая тенденция знахарского толка кроется в практик применения акупунктуры — стараются выставить её как нечто обособленное, совершенно независимое от ортодоксальной медицины и способное лечить все заболевания подряд. На практике мы нередко сталкиваемся с фактами, когда иглотерапев ты начинают лечить больных без предварительного обследования их и выставления этиологического и топического диаг ноза. Нам довелось консультировать больного опухолью под вздошной кости, который жаловался на сильные боли в ниж ней трети голени. Боли были обусловлены сдавлением бпу холью седалищного нерва. Вся забота иглотерапевта сводилась к попытке ликвидировать боли, не выясняя их причинь Лечение у иглотерапевта никакого облегчения больному не дало, зато было упущено около месяца времени, которое имело в данном случае роковые последствия.
Будущее иглотерапии — лишь в сОюзе с научной медици ной. Д. М. Табеева, много сделавшая в изучении и популяри зации иглотерапии в нашей стране, считает, что «рефлексот рапию не следует считать самостоятельной специальностью, т. к. это может привести к дисквалификации специалистов… Рефлексотерапия может быть только методом лечения, врач должен оставаться специалистом в своей области, владеющ методом рефлексотерапии». і
Чтобы врачи могли пользоваться возможностями иглот рапии, должны быть чётко разработаны показания и противопоказания к ней. Тогда только появится реальная возможность официального включения этого метода лечения в медицинские руководства, программы вузов и т. д., а специалистам акупунктуры надлежит иметь тесный контакт со всеми врачами лечебных учреждений, пропагандировать этот вид лечения делать доклады на семинарах, конференциях и научно-меди цинских обществах, принимать участие в пятиминутках, консилиумах и разборах больных. На иглотерапевтов должі распространяться так же, как и на других врачей, учёт и о чётность. Только тогда иглотерапия потеряет свой знахарский налёт и превратится в полноправный и ценный метод лечения.
Один из вариантов рефлексотерапии — прижигание, пользуется популярностью у знахарей, в частности, у шаманов. Кроме отвлекающего боль действия, этот вид рефлексотерапии обладает психологической эффективностью, основанной на ассоциации с выжиганием, искоренением боЛзни и этим он привлекает знахарей.
50-летний инженер, лесовод с Колымы, рассказал о своём визите к шаману и лечении прижиганием. Лесовод страдает редкой болезнью под названием охраноз; в мировой литературе описано всего около 250 случаев этой болезни, причина которой до сих пор неизвестна. При ней наблюдаются характерные нарушения со стороны ряда органов: межпозвонковые диски размягчаются, как воск, в результате чего деформируется позвоночник, меняется осанка, укорачивается туловище; сузившиеся межпозвонковые отверстия ущемляют нервные корешки и вызывают постоянные боли в позвоночнике. Ушные раковины делаются твёрдыми, как кости. Моча — тёмная,- при небольшом отстаивании становится чёрной, как тушь. На склерах глаз образуются коричневые пигментации. Гнёзда пигмента в сухожилиях резко снижают их прочность, в результате происходит разрыв их при усилиях. У нашего больного разорваны и ушиты оба Ахилловых сухожилия.
Суть лечения, которое проводится при этом заболевании и приносит временное улучшение, заключается в восстановлении химического равновесия крови.
Лет десять тому назад, еще в начале заболевания кто-то посоветовал этому больному обратиться к шаману. И вот он, преодолев около 800 км на самолете и 150 км на машине, попал в село Абий Якутской АССР, где жил шаман. Жители селения привыкли к постоянному потоку к нему больных из ближних и дальних мест. Интересно отметить, что где-то по
близости работает врачом дочь шамана, но она не пользуете и сотой долей популярности отца.
Шаман — глубокий старик лет за 90, прикованный к постели — то ли парализованный, то ли с полиартритом. Лиц шамана приветливое, располагающее. Знает немного русски!) язык, но предпочитает пользоваться услугами переводчика мужчины лет 60, который ПОСТОЯННО находится при нем И ПО’ могает ему в выполнении процедур.
В нашем представлении шаман ассоциируется со свсео’ разным впечатляющим спектаклем—танцами, криками, слонс ными религиозными ритуалами. Ведь слово «шаман» произошло от манчжурского «саман», означающего взволнованный, исступленный. Но ничего этого в данном случае не было: времена уже не те, чтобы подобным образом морочить людям голову. «Шаман раздел меня до пояса,— рассказывает больной,— и прощупал пальцами мой позвоночник; при нажатии пальцами в двух местах — в верхне-грудном и поясничном — появилась резкая, жгучая боль. После этого шаман предложил мне нагнуться так, чтобы туловище было под прямым углом к ногам, достал из мешочка скрученный ватный фитилек длиною около 4 см, пропитанный черным порохом, зажег его и стал прижигать тело. Ощущение такое, как будто в тело вкручивается что-то жидкое и горячее, но терпимое. При этом ощущался неприятный запах горелого мяса. Когда разогнулся — ощутил явное облегчение. Стало как-то легче передвигаться.
В этот день, через 2—3 часа после такой процедуры, на обратном пути домой машина испортилась и мне пришлось по сорокапятиградусному морозу в тёплой одежде — полушубке и унтах — пройти пешком километров 20, да ещё помогать уставшему товарищу. Никогда раньше я не мог пройти такое расстояние.
Боли в пояснице опять появились где-то через год.
Вообще шаман предупреждал меня, чтобы я приехал к нему второй раз — прижечь голени, иначе «боль уйдёт в ноги» — это его слова. Но во второй раз я не смог поехать, а вскоре услышал, что шаман умер».
Эффект обезболивания, описанный здесь, хорошо знаком врачам, он относится к разряду болеотвлекающих способов. В качестве раздражающего агента врачи применяют более щадящие факторы — прикладывание горчичников, растирание салиниментом, бычьей жёлчью, корнями растений и т. д. Прижигание кожи — слишком ущербный приём и к нему врачи не прибегают, имея возможность добиться того же эффекта менее травматичными способами.
Может быть и такой способ отвлечения болей оправдан иногда, если он приносит больным облегчение. Речь не о том. Суть вопроса в другом: выведение симптоматического лечения, преподнесенного в обёртке впечатляющих ритуалов, на передний план и игнорирование патогенетического лечения делает помощь больному неполноценной и в конечном счёте приносит ему вред.
Своеобразные последователи иглотерапевтов появились и в наших краях. Старший научный сотрудник ЦИТО М. А. Абдулхабиров рассказал о том, как ему в период работы в Дагестане приходилось вскрывать абсцессы, образовавшиеся на местах введения знахарями деревянных игл.
До сих пор не определено отношение официальной медицины к системе йогов. Пока медицина молчит, размноженные на машинке или ротапринте руководства по системе йогов распространяются среди населения, и популярность ее неуклонно растёт.
В системе йогов есть много интересного и заслуживающего внимания. Йоги, достигшие потрясающих результатов в управлении своим организмом, так же достойны восхищения, как мастера цирка и спортсмены высокой квалификации. Автор этих строк видел, как доцент Пятигорского фармацевтического института, в течение нескольких лет учившийся в Бомбее
/
приёмам йогов, на глазах у публики переместил свои внутренности из брюшной полости вверх под диафрагму. Брюшна стенка буквально прилипла к позвоночнику, через неё были заметны контуры несколько выступающих межпозвонковых | дисков, делающие позвоночник похожим на бамбуковую па — • лочку.
Невероятных результатов управления своим организмом йоги достигают большим напряжением воли и долгой тренировкой, которую начинают обычно с детства или юности. Достичь всего этого человеку средних возможностей в зрелом, а тем более преклонном возрасте невозможно и небезопасно: перегрузки могут сказаться на органах, запас прочности которых снижен. Нередко случается срыв компенсации. Например, один из распространенных поз йогов — стойка на голове — чреват опасностью отслойки сетчатки глаз или кровоизлияния в мозг; «поза саранчи», выполняемая лёжа ничком с максимально высоко поднятыми ногами и задержкой дыхания, вызывает повышение давления в брюшной и грудной полостях и артериального давления. Поэтому гимнастика йогов представляет интерес с точки зрения возможностей тренировки организма, больших резервов в подчинении его воле человека, но отнюдь не как метод самолечения и тем более укрепления организма для людей зрелого и преклонного возраста. Любой человек перед тем, как начать занятия системой йогов, дол жен проконсультироваться с врачом.
Таким образом, методы народной медицины не нашли ещё в научной медицине своего оптимального места. Неразумно как пренебрежение ими, так и бесконтрольный простор и применение в первозданном виде не только случайными людьми, но и врачами, без учёта преимуществ, показаний и противопоказаний и, разумеется, без официальной апробации. И нельзя забыть о том,, что, как справедливо подчеркивает профессор И. А. Шамов, «…если многие болезни сегодня… побеждена или идут на попятную, то этим люди обязаны химиопрепара-
там или растительным лекарствам заводского изготовления, а не травкам и настойкам дедовского рецепта».
Метод лечения народной медицины целесообразно апробировать для широкого применения только в том случае, если он имеет какие-либо преимущества перед другими, уже применяемыми методами — или эффективней, или удобней, или дешевле. Без этих условий возвращение к архаичным методам лечения народной медицины следует рассматривать как шаг назад. Например, у давнишнего обычая моряков кормить вернувшегося из увольнения на корабль матроса заплесневевшим хлебом была разумная подоплека: в плесени, как потом выяснилось, содержатся антибиотики, и обычай этот служил своеобразной профилактикой венерических болезней. О пенициллине моряки, разумеется, ничего не знали, но кем-то когда-тр было замечено и передано, что тот, кто ест хлеб с плесенью, реже болеет этими болезнями. И опыт вошёл в обычай. Спрашивается, стоит ли сейчас возвращаться к такой профилактике, если разработаны более эффективные и удобные методы? Ответ, конечно, только один — нет, разумеется, не стоит!
Другой пример. Медицина изменила своё мнение о бессмысленности народного способа лечения ран прикладыванием к ним паутины, смазыванием их слюной или смыванием мочой. Произошло это после того, как в них были обнаружены фитонциды, губительно действующие на микробы. Но стоит ли сейчас возвращаться к этим видам профилактики нагйоения ран, если созданы более эффективные антисептические мази и присыпки? Тоже, естественно, не стоит.
Отношение науки к народной медицине должно быть уважительным и именно поэтому — требовательным и бескомпромиссным, без всякого оттрнка снисходительности. Любой метод народной медицины, прежде чем рекомендовать его для широкого применения, должен быть Изучен с учётом всех современных научных критериев. Основная цель при этом —
/ * ] найти рациональное зерно, очистить от шелухи и взять его на вооружение практического здравоохранения.
Видимо, наступило время, когда необходимо создать какой — то официальный орган при Академии медицинских наук СССР или Министерстве здравоохранения СССР, который бы специально занимался вопросами Народной медицины. Такую мысль высказывал А. М. Горький в беседе с Л. М. Леоновым ещё в 30 годах: «Надо бы построить специальный институт, собрать в нём народных лекарей, колдунов, знахарей и всех других людей этого рода, и пусть бы они… поделились своими тайнами, секретами природы, которые сумели подсмотреть. Не все среди них жулики, есть и очень талантливые люди, люди зоркие, проницательные». Такой официальный орган изучал бы и проводил испытания нетрадиционных способов лечения, активно выявлял бы забытые методы народной медицины, давал бы им квалифицированную и объективную оценку, решал бы проблемы внедрения и спорные вопросы и что очень важно — контролировал бы публикации на эту тему.