ВНАЧАЛЕ БЫЛО БЛАГО
|
В темные времена народами лучше всего руко водили с помощью религии»— ведь в полной темноте слепой является лучшим проводником* он различает дорогу и тропы лучше-, зрячего Однако поистине глупо, когда уже наступил день, все ещё пользоваться в качестве провод ников старыми слепцами.
Г. Гейне
нахарство изначально было положительным явлением. Слово «знахарь» имеет корень «знать», оно родственно понятию «уметь»; умельцами и знатоками по сей день называют истинных мастеров своего дела. Знахари в своё время принесли людям немало пользы. В разные периоды развития человеческого общества на протяжении тысячелетий врачей бьиіо недостаточно для того, чтобы оказать всем страждущим/квалифицированную помощь.
В конце XV века при царствовании Ивана III в России было всего 2 врача, оба итальянцы, и тех казнили за то, что они не сумели исцелить заболевших царевича и князя.
Первый в России медицинский факультет Московсково университета, открытый в 60 годах XVIII века, выпускал в год всего 15 врачей на всю многомиллионную Россию. Явная нехватка врачей существовала в течение всего последующего периода вплоть до Октябрьской революции, когда охрана здоровья трудящихся стала одной из основных государственных задач.
Особенно тяжелое положение с врачебными кадрами наблюдалось в отсталых национальных окраинах России. В дореволюционном Дагестане было, например, всего 59 врачей. Они могли помочь лишь незначительной части больных в основном из имущих, привилегированных слоев населения. А кто же помогал остальным? Помогали знахари.
Конечно, большинство знахарей и в прежние времена были малограмотными людьми, нередко среди них встречались шарлатаны, авантюристы, обманывающие людей и наносящие больным больше вреда, чем пользы. Но были и истинные умельцы. Они вправляли вывихи, сопоставляли и фиксировали переломы, принимали роды, вылизывали соринки из глаз, облегчали страдания больных травами и кровопусканиями. Имея весьма поверхностные знания о человеческом организме и болезненных процессах, протекающих в нем, знахари делали все это примитивно и несравненно хуже, чем профессиональные врачи. Но выбора не было.
Сохранились предания о случаях, когда знахари и костоправы, народные умельцы от медицины оказывались более изобретательными и искусными, чем даже профессиональные врачи. Рассказывают о том, что Авиценну пригласили к мальчику, у которого нога попала под жернова. Кости-ноги были раздроблены, и Авиценна предложил ее ампутировать. Родители не согласились и обратились к костоправу. Знахарь вылечил ногу. Когда, узнав об этом, Авиценна обратился к знахарю с просьбой рассказать как ему это удалось, тот продемонстрировал свое искусство сопоставления костей следующим образом. Принес кувшин в мешке и попросил Авицённу ударить его оземь. Кувшин разбился вдребезги, а знахарь, не открывая мешок, через его материю собрал воедино и сопоставил черепки так, что восстановил кувшин полностью.
Существует предание о том, что до"ь одного армянского князя вывихнула ногу в тазобедренном суставе, и отец пригласил к ней лучших врачей из разных стран. Князь обещал вознаграждение тому, кто вылечит его дочь, выполнив одно непременное условие своенравной княжны: не прикоснется руками к ее телу. Для всех врачей это оказалось невыполнимой задачей. Выход нашел один знахарь-костоправ: он посадил пациентку на коня, который голодал три дня, привязал крепко под его животом ноги девушки, а потом накормил солью и напоил коня. И вывих вправился в результате мощной тяги раздувающегося живота лошади.
|
Подобный же случай описан в книге «Слезы турана»: местный знахарь племени агузов в Киргизии вправил бедро пострадавшему в бою воину, но не на коне, а на корове. При этом на передний план выводились суеверие, ритуал, мистическое начало, а истинный механизм вправления вывиха оставался в тени.
Авиценна тоже был знаком с подобным методом вправления вывиха, он применил его при лечении сына вельможи, упавшего с коня во время охоты.
До сих пор в народе сохранилась добрая память о лекарях — самоучках Дагестана: Шангирее из Хунзаха, Максуде из Го — лотля, Исе из Кумуха, Аммае из Хуна, Муртазали-Гаджи из Бутри, Магомеде из Хути, Гамзе из Тулизма и других. Некоторые из них умели не только искусно вправлять вывихи, сопоставлять и фиксировать отломки костей и ухаживать за ранами, но и делали трепанацию черепа, удаляли мочевые камни, ампутировали конечности, выполняли и другие сложные манипуляции. Об этом можно судить по уникальным коллекциям хирургических инструментов, экспонируемым в Объединенном историко-архитектурном музее Дагестана в Махачкале. Одну из коллекций хирургических инструментов, изготовленную петербургскими мастерами в 1852 году и принадлежавшую хирургу-самоучке из селения Голотль Максуду, передал музею его внук, известный челюстно-лицевой хирург профессор М. М. Максудов. Другая коллекция — это хирургические инструменты, подаренные народному лекарю Муртазали-Гаджи Бутрин — скому великим русским хирургом Николаем Ивановичем Пироговым. Коллекцию передал в музей заслуженный учитель РСФСР Б. И. Гаджиев.
Такие талантливые умельцы-самоучки все же встречались редко. В большинстве случаев деятельность знахаря ограничивалась оказанием помощи, не требующей глубокого понимания человеческого организма: вправление вывихов, наложение повязок, прием родов, обезболивание, кровопускание, массаж, согревание и другие. Чаще всего в роли знахарей выступали чабаны и пастухи, которые имели представление об организме животных, в чем-то схожем с человеческим. Чабаны оказывают животным элементарную помощь при травмах и за-
болеваниях и слепо переносят свой опыт на людей. Однако беда в том, что знахарь, набравшись опыта в чем-то малом, начинает лечить поДряд все болезни. Во многих случаях это происходит в соответствии с принципом Паркинсона: человеку
редко удается удержаться на высоте своей компетентности, его неудержимо тянет на высоту некомпетентности. Замечено: чем невежественнее знахарь, тем меньше у него внутренних тормозов, удерживающих от такого шага. Кроме того, таким людям свойственна беззастенчивая корысть. Добиваясь доверия у легковерных, темных, часто верующих людей, лекари-шарлатйны обманывают их, смешивают воедино молитвы, травы, заговоры и медицинские препараты, наживаются на людском несчастье. Представители научной медицины давно стремились отмежеваться от своих невежественных «коллег». Еще в 1561 году А. Мунделла писал: «В наше время столько разного невежественного люда занимается медицинской практикой: и бабки, и аптекари, и цирюльники, и базарные крикуны, и монахи — к великому вреду для больных». Знахари-шарлатаны скомпрометировали само понятие «знахарство». В настоящее время оно полностью потеряло свой первоначальный положительный смысл, стало глубоко архаичным и отрицательным явлением, одним из самых вредных пережитков прошлого. И те единичные истинные умельцы, которые могут оказать элементарную помощь при родах, травмах и некоторых заболеваниях, не в состоянии хоть в какой-то степени изменить эту твердо и совершенно справедливо установившуюся репутацию.
Для охраны здоровья советских людей в настоящее время нет никакой нужды в знахаре. Квалифицированная диагностика и лечение заболеваний у людей на уровне достижений медицинской науки и практики может осуществить только врач, вооруженный современными знаниями, аппаратурой и медикаментами. В настоящее время в Дагестане трудятся около шести тысяч врачей и 13 тысяч средних медицинских работников;
всего в здравоохранении занято около 35 тысяч человек, т. е. 2,2% населения, или каждый сорок пятый житель республики. В самом маленьком горном районе с населением 10—15 тысяч человек работают 15—20 врачей, не считая средних и младших медицинских работников. Во всех населенных пунктах открыты фельдшерско-акушерские пункты.
В республике бригады специалистов высокой квалификации Дагестанского ордена Дружбы народов медицинского института —профессора, доценты, ассистенты — регулярно выезжают во все города и-районы для оказания медицинской, консультативной помощи: они читают лекции населению, проводят вечера вопросов и ответов, принимают больных. Любой жалеющий может получить их консультацию.
Так какая же надобность в этих условиях в малограмотном ’знахаре? Конечно, никакой! Поэтому знахарство, т. е. занятие врачебной деятельностью лиц, не имеющих врачебного образования и диплома, запрещено в нашей стране и карается законом. По статье 180 Уголовного Кодекса СССР и статье 221 УК РСФСР «Занятие врачеванием, как профессией, лицом, не имеющим надлежащего медицинского образования, наказывается исправительными работами на срок до двух лет или штрафом до трехсот рублей, либо влечет применение мер общественного воздействия». Кроме того, «если в результате незаконного врачевания причиняются тяжкие последствия, действия виновного квалифицируются по совокупности преступлений по ст. 221 и статьям главы о преступлениях против личности».
Честные хакимы-практики поняли бесполезность и вредность своей деятельности в наше время и прекратили заниматься ею. Например, упомянутый выше известный костоправ Магомед Газимагомедов из Хути не брался никогда лечить болезни, в которых он некомпетентен. Живя последнее время в Махачкале, он перестал заниматься и костоправством. Когда по старой памяти к нему обращаются земляки с переломами или вывихами, он советует им обратиться к специалистам: «В горах я оказывал помощь только тогда, когда рядом не было специалистов и никто другой не мог это делать лучше меня. А здесь есть специалисты, у них рентген, техника, гипс, они это сделают лучше, чем я».
Однако же знахарство живуче и многолико. Оно держится с одной стороны на легковерии людей, с другой — на авантюристах, злоупотребляющих этим легковерием и наживающих себе за счет чужого здоровья престижные и материальные блага. Виды знахарей и способы выполнения ими своих функций разнообразны в зависимости от места жительства, обычаев населения, вероисповедования и психологии лица, которому они оказывают «помощь». Да и называются они по-разному: знахари, бабки, хакимы, волхвы, шаманы, хилеры и т. п. Во многих отсталых етранах популярны кликушество, ворожба, целительные пещеры и чудодейственные источники. У ряда племен Африки, Азии, Южной Америки и Австралии до сих пор широко распространены магические целебные танцы, обряды и песни. Однако и в цивилизованных странах мира знахари беззастенчиво завлекают больных и доверчивых людей в свои сети.
Какое бы обличив оно не принимало, суть знахарства одна — показушность, психологический эффект, создание видимости оказания помощи больному или оберегания людей от всевозможных болезней.
Излюбленные приемы воздействия знахарей в наших краях на психику больного — это различного рода впечатляющие действия, например, заговоры, причитания, нашептывания, из — гонения из тела больного злых духов ударами по барабану или домашней утвари деревянными или металлическими предметами, выстрелом из оружия, игрой на кумузе, впадением в религиозный экстаз, переносом через реку или озеро и т. д. Заго
воренной молитвами водой обмывают глаза при глазных болезнях и снижении зрения. На психологическое воздействие рассчитан также прием внутрь несъедобных, иногда ядовитых веществ — медного купороса, квасцов, насекомых, различных смесей, глаза черной кошки, ослиного молока, собачьего помета, настоя из божьей коровки, пускание в рот лягушки, смазывание тела жирами, накладывание на рану или язвы мертвой птицы, дегтя, птичьего помета и других веществ, загрязняющих рану. Об одном из таких случаев пишет врач С. Казаровв газете «Советский Дагестан» от 11 февраля 1923 года: «Один знаменитый знахарь предложил больной девушке какие-то снадобья, приняв которые она спустя полчаса скончалась при явлениях отравления. Обескураженные родственники умершей девушки вызвали «знаменитость» и рассказали ей о случившемся. «Знаменитость улыбнулась и заявила, что девушка умерла по воле бога, а в доказательство безвредности «лекарства» знахарь тут же выпил им же приготовленное зелье, которым лечил умершую. Через 45 минут скончался и знахарь. Врачу пришлось для выяснения причины смерти вскрыть оба трупа. Содержимое желудка показало, что смерть наступила в результате отравления сильным ядом!»
Вплоть до конца пятидесятых годов в Дагестане довольно широко был распространен метод лечения малярии путем приема внутрь настоя табака и перца на уксусной эсенции. Вызывалась неукротимая рвота вплоть до появления желчи, считалось, что с желчью выходит из организма и малярия.
17 |
Один из распространенных и легких способов обмана знахарями верующих людей, нередко применяемый и в настоящее время — изготовление всевозможных амулетов и талисманов. Согласно поверью, амулеты спасают от злого языка, сглаза, навета недоброжелателя, болезней, несчастий и прочих невзгод. Амулетом часто служила бумага, исписанная молитвами, сложенная треугольником и обшитая наглухо материей. Пациент носил’ амулет на шее и это придавало ему уверен-
2 Заказ 932
ность в застрахованности от всех бед. Рассказывали о богомольном старике, который слыл в своем и соседних аулах за большого знатока корана и умельца «делать бумагу» за сносную цену. Один из клиентов, носивший много лет сделанный стариком амулет, извлек из засаленной и изношенной материи бумагу и дал почитать сведущему человеку: бумага оказалась… обрывком договора о разделе имущества между сыновьями.
Имеется немало примеров прямого обмана знахарями больных и их близких. В памятке для населения «Знахарство и его вред» (Махачкала, 1963 г.) врач А. Алиев приводит случай, когда в гор. Буйнакске он застал знахарку, готовящуюся к манипуляции во рту ребенка, и выхватил у нее из рук пуговицу, которую она должна была «извлечь» из горла малыша. Посрамленная шарлатанка, ругаясь, убралась из комнаты. А у ребенка был установлен диагноз — дифтерия.
Знахари, у которых дело поставлено на широкую ногу, как правило, работают не в одиночку — у них есть свои антрепренеры, рекламщики, наводчики, которые предварительно собирают сведения о будущих пациентах и одновременно проводят психологическую подготовку их. За такие услуги помощники получают определенную долю сборов, поэтому работают с большим рвением.
Мне запомнилась одна такая сработавшаяся пара: знахарь — высокий благообразный пожилой мужчина с холеной бородой с проседью и женщина, известная спекулянтка, которая по роду своей деятельности бывала в окрестных аулах и о многих имела сведения. Эту одинокую женщину со слащавым языком и утиной походкой не любили, но побаивались за ее липкий язык: кого возносила до небес, а кого могла ни. за что и очернить.
Примечательная пара в течение нескольких дней совершила стремительное турне по многим аулам и оставила в дураках не одну сотню доверчивых людей. В качестве вознаграждения за свои труды они принимали все — от мерки муки до ситцевых отрезов и катушек ниток.
Когда власти спохватились — старика и след простыл, а его помощница подняла такой визг, проклиная на чем свет стоит и кумира своего, и больных, что махнули рукой и оставили ее в покое.
Эта пара имела свой почерк работы.’Для приема больных в нашем ауле они выбрали дом богомольной женщины в оживленном месте. С легкой руки помощницы слух об универсальном лекаре, избавляющем от всех страданий —: телесных и душевных — уже облетел аул и люди, преимущественно женщины, спозаранок толпились у дома и таинственно шептались, передавая друг другу слухи о чудесах, которые знахарь совершает. Прием велся в маленькой натопленной комнате; тут же ждали своей очереди другие больные. Никого не раздевали, и не осматривали, диагноз ставился преимущественно на основании жалоб, в лучшем случае — внешнего осмотра, после того, как больной или больная, волнуясь и сбиваясь от важности ситуации, изливали свои жалобы — болит голова, пучит живот, видит галлюцинации, снятся предки, ушло благополучие из дома и т. д. и т. п. Знахарь величественно листал книгу с арабским шрифтом, напряженно во что-то вникал, потом лицо его светлело — нашел, значит,— после чего глубокомысленно изрекал «диагноз»: в кого вселились белые черти, в кого — черные, в чей желудок осела нечисть воды, у кого растаял коленный жир, кого заворожила злая соседка — завязала узел в веревке и закопала, пока не найдешь эту веревку. не развяжешь, никто тебе не поможет; у кого в фундаменте дома закопана шкура змеи и т. д., в том же духе. Средства, которые знахарь рекомендовал или сам выдавал страдающим, были не менее разнообразными: кому — в ночь на пятницу регулярно печь лепешки и раздавать мусульманам, кому—зарезать ягненка и задобрить шайтанов, кому давал лекарство, кому — амулет.
Помощница лекаря принимала самое активное участие в приеме больных — расспрашивала, растолковывала, уточняла кое-какие детали у знахаря и при этом тонко подсказывала ему нужную тактику, многозначительно посматривала то на знахаря, то на больных, давая понять от кого будет больше проку и поэтому надо возиться дольше, от кого — меньше, значит можно отделаться побыстрее.
Когда очередная жертва показала своего сына, у которого спина обсыпана гнойничками, а лекарь дал ей кусочек наждачной бумаги с рекомендацией сжечь ее, смешать с курдючным жиром и смазать спину, помощница почтительно спросила его:
— Как называется эта болезнь, устар?
— Кивиди,— не задумавшись изрек знахарь.
— Астапируллах! — подобострастно вертела головой помощница.
— Астапируллах! — эхом повторяли присутствующие женщины, толком не сознавая, чем они восхищаются — обширностью знаний хакима или тем, что каких только болезней нет на свете.
Это загадочное слово «кивиди» удержалось в моей памяти и в последующем, став врачом, искал его в медицинской, в том числе и восточной литературе. Я пришел к выводу, что не одна болезнь этим словом никогда не называлась. Но зато выяснилось, что «кивиди» — так называлось селение Кумух в прошлом. Просто знахарь назвал первое пришедшее на язык слово. Кто разберется — народ-то чрезмерно доверчивый.
Спустя несколько дней стало известно об одном курьезе, случившемся с этой парой в другом ауле. Курьез был видимо обусловлен тем, что помощница плохо знала этот аул, да и удачи вскружили голову, и знахари стали действовать грубо. В ауле жила бездетная пара. У каждого из супругов были свои причины для переживания по этому поводу: муж желал стать счастливым отцом, а жена боялась развода в случае, если муж узнает, что причина бездетности кроется в ней. Мать этой женщины тайно посетила знахаря и за определенное вознаграждение попросила найти причину бездетности не в дочери, а в зяте. Знахарь ждавший этого зятя, принял за него другого больного, страдающего легочной болезнью. И вот больной говорит об одном, знахарь поворачивает на другое; больной опять жалуется на кашель, одышку, а знахарь пропускает это мимо ушей, и норовит прощупать живот. Когда знахарь, наконец, заявил, что у него бесплодие, у пациента глаза полезли на лоб:
— У нас же шестеро детей — откуда они?
Путаясь под ногами врачей и больных, знахари и но сей день приносят^ большой вред здоровью людей. В памяти каж1 дого врача имеется немало роковых случаев, когда услуги знахаря стоили больным здоровья, а то и жизни.
Тринадцатилетний мальчик с травмой глаза «лечился» у знахаря заговорами и присыпкой сажи, которая извлекалась из лампового стекла тут же при больном. Родители привели его к окулисту лишь после снижения зрения в другом глазу. Только срочное удаление поврежденного глаза спасло здоровый глаз от симпатического воспаления и полной слепоты.
Пятнадцатилетняя девочка из Левашинского района при падении получила трещину лучевой кости. Знахарь-костоправ наложил тугую повязку из прутьев и материи, пропитанной густым мучным клеем. Повязка давила, девочка жаловалась на боли, несколько дней она не могла спать ночами из-за сильных болей, кисть отекла и стала холодной. На пятый день после перелома, когда боли стали невыносимыми и поднялась температура, ее привезли в районную больницу к хирургу, разрезали повязку, однако было уже поздно: от длительного сдавления наступило омертвение тканей и для спасения жизни девочки потребовалась ампутация кисти.
У молодого человека, 19 лет, на шее и груди появились гноеточащие свищи — следствие туберкулеза лимфатических узлов. До изобретения антибиотиков это заболевание трудна поддавалось лечению и нередко приводило к печальному исходу. В" наше время имеются все возможности для эффективного излечения этих больных. Отграниченный путем консервативного лечения очаг специфического воспаления удаляется оперативным путем, и больной полностью избавляется от болезни. Но мать молодого человека повела его не к врачам, а, послушавшись богомольной старухи, отвела к знахарю, который лечил больного смазыванием свищей куриным пометом и прикладыванием толченых дождевых червей. В результате этого в раны была занесена вторичная инфекция, развился сепсис (так называемое гноекровие или заражение крови), от которого, несмотря на все принятые меры, больной скончался.
Годовалый мальчик после нескольких дней недомогания, капризности и высокой температуры впал в бессознательное состояние, развилась неукротимая рвота, лежал с запрокинутой головой. Врачи подозревали менингит (воспаление мозговых оболочек) и для уточнения диагноза предполагали сделать люмбальную пункцию. Родители категорически отказались от этой относительно безобидной процедуры, почему-то пользующейся у населения плохой репутацией, и обратились к знахарю. Тот поставил свой диагноз— «сглаз» и стал лечить соответственно: «сделал бумагу» и с причитаниями налил на макушку ребенка горячее масло. Ребенка все-таки положили в больницу, днем и ночью от него не отходили медицинские работники. Ребенок был спасен от смерти, но у него остались устойчивые глухота и слепота.
Мужчина 58 лет, образованный человек, страдающий тяжелой формой туберкулеза легких, одновременно с выполнением назначений врача, по совету знахаря применяет и другое средство, которое, говорят, помогает: выплевывает мокроту на листы книги — каждый очередной плевок в новую стра — ницу. Смотришь на этот отвратительный, взбухший, зловонный комок инфекции. и поражаешься тому, что в одной квартире с этим больным живут двое врачей — его дочь и зять с двумя маленькими детьми. Супруги, конечно, объясняют отцу, что такой метод избавления от болезни не более, чем бессмыслица, причем, явно опасная для окружающих. Но больной на такое тактичное замечание не реагирует, а от более жесткого разговора удерживает почтение к старшим и опасение обидеть больного человека.
Почтение к старшему, щажение психики и самолюбия больных и слабых — гуманные и благородные качества, заслуживающие всяческой похвалы и подражания, но они не должны выходить за рамки благоразумия и приносить вред окружающим, подвергая их опасности заражения различными болезнями. И еще. В данном случае налицо одно из часто встречающихся и гнусных явлений — одновременное лечение больного у врача и знахаря. При этом, если лечение поможет, все лавры—знахарю, а если нет—все шипы достаются врачу. Д. вушка 17 лет, страдающая тяжелой формой порока сердца, с одышкой в покое, синюшным лицом й дрожащей в такт ударам сердца головой, после удачной операции на сердце как будто родилась заново—исчезли одышка и сердцебиение, расцвела в буквальном смысле этого слова. Однако родственники убеждены, что главное тут не операция, а баран, который зарезан на могиле шейха.
В книге «Профилактика туберкулеза в Дагестане» нами приведен курьезный случай, когда излеченный от тяжелой, осложненной спонтанным пневмотораксом и гнойным плевры том, формы туберкулеза больной приписывает свое выздоровление не вниманию и мастерству врачей, не эффективности современных методов лечения, а главным образом тому факту, что он пил свою мочу.
Нам приходилось быть свидетелями того, как богомольный старик, пользующийся репутацией мудрого человека, назида
тельно учил больного, оперированного по поводу гипертрофии предстательной железы:
— Врачи, конечно, врачами, я не против. Но ты меня слушай: нельзя полностью полагаться на них. Надо на всякий случай лечиться и у мусульманского лекаря. Бережёного бог бережет.
Нынешние знахари умудряются обрядиться в тогу врачей и даже научных работников. Так, в 1970 году в Чечено-Ингушетии был разоблачен некий Павловский, который выдавал себя за доктора медицинских наук, имел бланки с таким титулом, лечил все болезни и брал за визит заветную десятку. На поверку оказалось, что он не имел даже законченного среднего образования. Мне приходилось консультировать двух больных, лечившихся у него: девушку 19 лет. с лимфогранулома — тозом в запущенной стадии и молодого человека 23 лет с туберкулёзом тазобедренного сустава. Если бы больной поступил к нам в начальной стадии заболевания, можно было полностью восстановить функции сустава и конечности и вернуть больного к прежней профессии тракториста. Но после многомесячного приёма зелий Павловского, больного привезли к нам на носилках с обширным разрушением сустава, гноеточащими свищами и значительными изменениями во внутренних органах. Потребовалось немало времени и труда, чтобы вывести больного из тяжёлого состояния и подготовить к операции. Путем обширной резекции сустав пришЛось замкнуть, движения в нём были принесены в жертву восстановлению опорно — сти бедра и ликвидации очага болезни в организме.
Насколько разнообразны способы обмана людей знахарями — настолько же разнообразны и способы взымания ими вознаграждения за свои труды: предлагают жертвовать что — либо и львиную долю берут себе, просят для изготовления лекарства достать что-то труднодоступное или дорогостоящее, например, рог носорога или клык бенгальского тигра. Если тіациент не может достать их, знахарь и тут оказывает свою услугу — «достаёт» сам за значительную плату.
Полковнику в отставке, обратившемуся по поводу болезни внучки (родовая травма в виде пареза правой руки), знахарь предписал поить ребёнка «отваром жемчуга» — водой, в которой в течение четырех суток кипятился жемчуг. Чего только не сделаешь ради любимой внучки: дед и бабушка по очереди круглосуточно дежурили у кипящей кастрюли, подливая новый порции воды; «отваром» напоили ребёнка, а жемчуг отдали лекарю. Девочке не помогло, она долго лечилась потом у невропатолога и, к счастью, с хорошими результатами; зато лекарь остался в выигрыше — жемчуг стоит немалых денег!
Перечень досадных, а порою и трагических примеров асоциального и аморального действия знахарей можно продолжить, но и приведенные достаточно убедительно показывают, что проблема борьбы с этим вредным пережитком прошлого не потеряла своей актуальности и в настоящее время. Знахарство как прежде, так и сейчас держится преимущественно на легковерии и медицинском невежестве людей. А плутоватый знахарь злоупотребляет этим в пользу себе и во вред больному.