ВМЕСТО БЕНЗИНА — КУХОННЫЙ ГАЗ!

РУКОВОДСТВО ПО СБОРКЕ КОМПЛЕКТА ГАЗОБАЛОННОЙ АППАРАТУРЫ ДЛЯ ЗАПРАВКИ ЛЮБОГО АВТОМОБИЛЯ БЫТОВЫМ КВАРТИРНЫМ ГАЗОМ

Резкое повышение цен на бензин, а в последнее время и сжиженный (баллонный) газ привело к поискам выхода из создавшегося положения. Представляем Вам еще один из выходов.

Дело в том, что двигатель автомобиля может чудесно работать на природном газе, который подается в нашу квар­тиру. Заправка этим газом обойдется Вам практически бес­платно и в неограниченном количестве. Вы можете ездить практически без ограничений — на дачу, до родственников, на работу и т. д. Затраты на приобретение разработанной нами документации окупаются практически очень быстро. У ваших детей, внуков не будет болеть голова, где взять деньги на заправку автомобиля.

Перевод двигателя на природный газ имеет такие пре­имущества:

— уменьшается срабатывание деталей двигателя, увели­
чивается моторесурс в 1,5-2 раза;

— увеличивается срок службы моторной смазки в 2-2,5
раза;

— совсем отсутствует детонация, уменьшаются ударные
нагрузки на детали цилиндро-поршневой группы;

— высокое октановое число природного газа (104-115)
позволяет его использовать для любых двигателей (ЗАЗ,
ЛуАЗ, ВАЗ, ГАЗ, Москвич, УАЗ и др.). А также в двигателях
иномарок. Это относится и к грузовым автомобилям.

В комплект документации входит следующее:

— описание заправочного устройства, газобаллонной ус­
тановки, схема подключения, размещения, правила пользо­
вания, регулирование, чертежи переходников, штуцеров,
где приобрести узлы, варианты использования и много дру­
гого.

За границей малогабаритные заправочные установки подобного типа выпускают серийно фирмы

«Maschinenfabrik» (Австрия), «Neuman ESSER» (Германия), «Litvin» (Франция) и много других.

/. ВСТУПЛЕНИЕ.

Как было сказано, природный газ может быть прекрас­ным топливом для Вашего автомобиля. Создана сеть зап­равочных станций — АГНКС. Необходимо уточнить: есть га­зовая аппаратура для сжатого газа и аппаратура для сжи­женного газа. Аппаратура для сжатого газа использует обычный природный газ — метан, который можно взять из квартирной или промышленной газовой сети. Проблема в том, как этот газ заправить в автомобиль в домашних усло­виях и потом использовать. Как это сделать — узнаете ниже.

//. ПЕРЕОБОРУДОВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ ДЛЯ РАБОТЫ НА ПРИРОДНОМ ГАЗЕ.

На рис. 1 изображена схема газового оборудования для природного газа. Природный газ хранится в баллонах (5), которые соединены трубками высокого давления (3) через переходники (4), которые вкручиваются в баллон вместо вентилей. Через запорный вентиль (6) газ подается на рас­ходный вентиль (9) и поступает в редуктор высокого давле­ния (ВД) (11), где давление газа 200 (130) кг/см-* (атмосфер) снижается до 10 кг/см*. Во время этого процесса газ силь­но охлаждается и редуктор при большом отборе газа может замерзнуть, газ перестанет проходить. Чтобы этого не слу­чилось, применяется подогреватель редуктора (12). Даль­ше газ по трубке низкого давления (14), через электромаг­нитный клапан (15) попадает в редуктор низкого давления (18), где давление газа еще раз снижается и попадает че­рез тройник (20) в карбюратор (22) пропорционально на­грузке двигателя (в зависимости от положения педали ак­селератора). Переводя напряжение переключателя П1 на

ВМЕСТО БЕНЗИНА - КУХОННЫЙ ГАЗ!

ВМЕСТО БЕНЗИНА - КУХОННЫЙ ГАЗ!

ЭМ клапан газа (15) или на клапан бензина (23), мы можем на ходу переключать вид топлива. Бензин поступает в кар­бюратор (22) через топливную помпу (24), вентиль (23). Для запуска двигателя на газе применяется пусковой клапан (19). На рис. 1 показана упрощенная схема управления ЭМ клапанами. Клапаны 15, 19, 23, редуктор-подогреватель 12, трубки низкого давления можно использовать из комплек­та аппаратуры для сжиженного газа. Все это можно смон­тировать в двигательном отсеке на своих штатных местах. Это можно сделать в мастерской по установке аппаратуры на сжиженный газ.

Здесь можно и приобрести эти узлы, установить, отре­гулировать, проверить. Баллон покупать не надо, это Вам обойдется значительно дешевле. Для наших потребностей он не подходит, потому что рассчитан на малое давление (16 атм) и пробег будет очень малый. Поэтому его необходимо заменить на баллон высокого давления (рис. 7) 200 (150) атм и добавить редуктор высокого давления (11) (рис. 1) для снижения давления из 200 (150) атм до 10 атм. Для этого можно использовать авиационные кислородные редукторы, которые не замерзают, или приобрести редуктор от грузо­вого автомобиля с подогревателем. На крайний случай мож­но использовать обычный кислородный редуктор для га­зосварочных работ. Но его необходимо приспособить до наших условий эксплуатации. Для этого необходимо поме­нять крышку с большим диаметром резьбы, у верхней час­ти под штуцер и предохранительный клапан со штуцером от редуктора грузового автомобиля. Дело в том, что кисло­родный редуктор не приспособлен для отвода газа при сра­батывании предохранительного клапана или при разрыве мембраны. На штуцера предохранительного клапана и шту­цер крышки (13) надевается резиновая трубка (10) (рис. 1) и выводится за пределы кузова. Кроме этого для кислород­ного редуктора необходимо приобрести жидкостный подо­греватель (12) (рис. 1) с кронштейном. Таким образом Вы сэкономите деньги. Следует иметь в виду, что выше указан­ное относится к кислородному редуктору типа ДКП-1-65. Есть еще редуктор нового типа ЕКО-25-2, к которому не под­ходит крышка от редуктора грузового автомобиля.

Редуктор ВД устанавливается в двигательном отсеке. Жидкостный подогреватель необходимо включить в разрыв шланга, который идет на печку. Медную трубку из комплек­та аппаратуры для сжиженного газа, которая идет в багаж­ник, необходимо заменить на стальную бесшовную трубку

345 J

высокого давления от аппаратуры сжатого газа грузового автомобиля. Контроль за работой редуктора ВД произво­дится с помощью манометра (16) (0-25 кг/см*), который вкручивается на место датчика давления редуктора. Для оп­ределения количества заправленного газа и контроля дав­ления в баллонах, на конечном баллоне устанавливается манометр высокого давления (1) (рис. 1) (0-250 кг/см’).

Заправочный вентиль (7) (рис. 1) служит для заправки баллонов высокого давления от заправочного устройства, которое будет описано ниже, или на заправочной станции — АГНКС. Для этого приобретите заправочный штуцер от гру­зового автомобиля. Правда, Вас там не встретят с объятия­ми, но всегда можно договориться. Это важно, если Вы ез­дите в далекое путешествие. Для соединения баллонов меж­ду собой, подключения редуктора ВД, тройников можно ис­пользовать только стальные бесшовные трубки (3) высоко­го давления с внешним диаметром 10 мм и внутренним 6 мм. Чтобы не допустить поломок от вибрации и перекосов, короткие части газопроводов сгибают в виде колец диамет­ром 100 мм.

Кроме этого, баллоны должны быть установлены на об­щей раме в гнездах, выложенных резиновой лентой. Весь пакет должен быть сжат шпильками, чтобы не допустить перемещения баллонов. Для каждой марки автомобиля есть свой вариант компоновки. На рис. 9 показан один из воз­можных вариантов. Кроме этого, конструкция пакета из бал­лонов зависит от типа баллонов, их количества, что в конеч­ном результате определяет пробег. Пробег зависит от ко­личества газа в баллонах, определение которого затрудня­ется тем, что при разных температурах воздуха в один и тот же самый объем входит разное количество газа. Для наших потребностей можно пользоваться упрощенным переход­ным коэффициентом:

а) при давлении в баллонах 150 кг/см-‘ — 1 литр объема
баллона, эквивалентный 0,3 л бензина.

б) при давлении в баллонах 200 кг/см’ — 1 литр объема
баллона, эквивалентный 0,4 л бензина.

Теперь при среднем расходе автомобилем — 9 л бензина на 100 км и общем объеме баллонов — 50 л (для примера) пробег будет таким:

а) при давлении в баллонах 150 кг/см’;

50*0,3=15 л бензина (15*100):9=167 км

Теперь зная это, Вы можете выбрать тип и количество баллонов в зависимости от необходимого пробега. Не еле-

дует гнаться за большим пробегом, потому что увеличива­ется вес, уменьшается объем грузового отсека. Лучше иметь основной комплект баллонов на пробег 80-100 км и допол­нительный для дальних поездок.

Конкретно для легковых автомобилей наша промышлен­ность баллонов высокого давления не выпускает. Поэтому приходится использовать их из разных областей техники. На рис. 7 показаны размеры наиболее распространенных типов баллонов ВД. Для наших потребностей могут подой­ти кислородные баллоны нестандартного уменьшенного размера. Прекрасно подходят баллоны от акваланга для подводного плавания. Выпускаются баллоны из стеклопла­стика, армованные навивкой стального провода, из компо­зитных материалов. Они очень легкие и крепкие и идеально подходят к нашим потребностям, но дефицитные.

Можно также использовать авиационные или танковые баллоны высокого давления. На крайний случай баллон не­обходимых размеров можно изготовить из обычного кисло­родного, вырезав среднюю часть. После этого баллон ва­рится аргонно-дуговой сваркой, просвечивается гамма-де­фектоскопом, подвергается гидравлическому испытанию в специализированной организации. В кустарных условиях этим заниматься категорически запрещено.

После установки баллонов вентиля, переходники, запра­вочный штуцер помещаются в коробку (4) (рис. 9) из мяг­кой жести, в которую впаивается штуцер (3) и окно (2) для обслуживания, которое устанавливается на уплотнении. Конструкция может быть взята от баллонов для сжиженно­го газа. На штуцер надевается кусок резиновой трубки и выводится за пределы кузова через окно для заправки бен­зинового бака или другое место. При хранении автомобиля в гараже на штуцер надевается трубка, которая выводится выше крыши гаража. При таком исполнении Вы будете пол­ностью гарантированы от любых пропусков газа. Прежде чем использовать баллоны, необходимо проверить их ра­бочее давление, объем, техническое состояние. Внешняя поверхность не должна иметь вмятин, трещин, глубоких ца­рапин и следов коррозии. Возле горловины ВД указывает­ся:

— дата испытания и дата следующего испытания;

— вид термообработки (N — нормализация, W — закалка с
отпуском);

— рабочее давление;

— пробное гидравлическое давление (п225);

— вес фактический, клеймо завода.

Для подключения газопроводов применяются специаль­ные переходники (рис. 8), которые вкручиваются в баллон вместо вентиля, смазав резьбу свинцовым суриком. Момент

затяжки переходника — 45-50 кг/м (450-500) НМ. Это можно проконтролировать специальным динамометрическим клю­чом, который можно одолжить на станции техобслуживания автомобилей. При полностью вкрученном вентиле или пе­реходнике на его резьбовой части должно остаться 2-5 вит­ков резьбы. Размер конусной резьбы (рис. 8) зависит от типов баллонов. Трубки высокого давления имеют безпрок-ладочное ниппельное соединение, которое при затяжке на­кидной гайки упирается в конусную поверхность штуцера и, деформируясь, герметизирует место соединения. Если Вы приобрели старые трубки, необходимо конец трубки с нип­пелем обрезать и надеть новый ниппель, обмазав его сури­ком, и затянуть накидную гайку. После аккуратной затяжки всех резьбовых соединений открывается заправочный вен­тиль, подсоединяется заправочное устройство и закачива­ется им воздух до половины рабочего давления, проверяют соединения, и при отсутствии пропусков закачивают до пол­ного рабочего давления. Пропуски воздуха необходимо ус­транить после полного стравливания давления. Если про­пусков нет, то открывают заправочный вентиль и выпускают полностью воздух из системы и закачивают в баллон газ. После этого открывают расходный вентиль и пускают газ на редуктор ВД, проверяют его работу. Для этого с помощью штуцера (13) (рис. 1) выставляют давление газа на выходе 10 кг/см^, после этого продувают систему низкого давле­ния газом до полного удаления воздуха, запускают двига­тель на газе и проверяют давление на выходе редуктора ВД. Оно при этом может немного упасть. Все работы должны проводится за пределами помещения. После этого прове­ряется срабатывание предохранительного клапана редук­тора. Для этого закручивают плавно штуцер (13) (рис. 1) и плавно повышают давление на выходе редуктора до момен­та срабатывания клапана. Он должен сработать при давле­нии 15-17 кг/см1". Если клапан сработает при другом давле­нии, необходимо отпустить контргайку на клапане и отрегу­лировать срабатывание. После этого проверяют герметич­ность основного клапана. Для этого полностью выкручива­ют штуцер (13), при этом газ не должен попадать в магист­раль низкого давления. Если давление медленно увеличи­вается, то в редукторе меняют седло клапана или сдают в мастерскую. Если все в порядке, делают пробный выезд и проверяют редуктор низкого давления. Как это сделать, хо­рошо описано в инструкции по эксплуатации газовой аппа­ратуры на сжиженном газе и описывать ее нет необходимо­сти, Следует иметь в виду, что при использовании редукто­ра низкого давления из жиклера для сжиженного газа ваш автомобиль может незначительно потерять динамичность. Чтобы не произошло этого, можно рассверлить жиклеры в

ВМЕСТО БЕНЗИНА - КУХОННЫЙ ГАЗ!

редукторе на 1-2 десятки, но тогда уменьшится пробег и экономичность. Так что решение за Вами.

III. ОПИСАНИЕ ЗАПРАВОЧНОГО УСТРОЙСТВА.

Теперь о главном — как заправлять баллоны автомобиля природным газом. Для этого необходим компрессор высо­кого давления (до 200 кг/см^). Для этого можно использо­вать компрессоры типа ГП4, НГ-2, АКГ-2, но они требуют мощного электродвигателя, что нам не подходит. Оптималь­ный вариант — это применение авиакомпрессора АК 150С. Он применяется на современной бронетехнике и в авиации. Он достаточно малогабаритный, легкий, требует маломощ­ного электродвигателя 1,5-3 кВт. что разрешает его подклю­чать к квартирной или гаражной электросети.

Схема заправочного устройства показана на рис. 2. От газовой сети по резиновому шлангу (от газосварочного ап­парата) газ через вентиль подводится до газового фильтра (7). Напорометр (2), подключенный через переходник (3), служит для контроля давления в газовой сети. Газ в фильт­ре (7) очищается от посторонних примесей и подается в компрессор (10), где повышается до 150 кг/см^. Далее газ подается на влагоотделитель (18), фильтр газа высокого давления (19), автомат давления (20) типа АДУ-2С. После этого газ подается на заправочный вентиль. При повыше­нии давлении выше 150 кг/см’ открывается клапан АДУ 2 и газ возвращается по трубке (23) на вход компрессора. На­порометр типа НМП 100 применяется с границами измере­ний 0-400 мм вод. ст. Функцию газового может выполнять новый топливный фильтр тонкой очистки топлива дизель­ных двигателей. Для выпуска конденсата из влагоотдели-теля служит кран (17). Для контроля за давлением на выхо­де компрессора служит манометр (22) (0-250) кг/см^. Эле­менты 18, 19, 20 (рис. 2) используются от воздушной сис­темы танка. В принципе можно обойтись без автомата дав­ления АДУ-2, но тогда нужно постоянно контролировать дав­ление на выходе, чтобы не было его превышения.

На рис. 4 показана схема размещения отверстий и глав­ных параметров компрессора. Компрессор не имеет соб­ственного узда привода и системы смазки. На рис. 3 пока­зан вариант исполнения узла привода компрессора. На фла­нец компрессора (1) крепится с помощью жести, шпилек с гайками (8) через прокладку (10) корпус (11). Снизу к кор­пусу приваривается пластина (12) для крепления компрес­сора с узлом смазки (рис. 5). В корпус (11) (рис. 3) запрес­совывается подшипник (4) типа 205. В подшипник запрес-

совывается втулка (7) из шлица, которая крепится стопор­ным кольцом (19). Во втулку с одной стороны входит шли-цевой вал (6) компрессора, а с другой стороны запрессо­вывается вал (17), шпонка которого входит в шлицы втулки (7). Это сделано для того, чтобы не нарезать шлицы на вал (17). После запрессовки вал (17) аккуратно прихватывает­ся к втулке (7) сваркой. После этого корпус (11) закрывает­ся крышкой (14) с сальником (13). Крепится крышка болта­ми (5). На другой конец вала (17) насаждается приводной шкив (15) со шпонкой (16). Узел смазки компрессора пока­зан на рис. 2 и рис. 5. Основанием служит бачок (24) (рис. 2), который можно изготовить из прямоугольного про­филя или сварить из жести. Сверху к бачку крепится узел привода с компрессором. Отверстие (13) (рис. 3) должно совпадать с отверстием (11) (рис. 5) бачка. Сверху бачка в удобном месте вырезается отверстие, к которому привари­вается заливная горловина (3) и крышка (2) (рис. 5). В ниж­ней части бачка просверливается отверстие под сливную пробку (14) (рис. 2). В боковой стенке бачка высверливает­ся отверстие под масляную помпу (1) и вал привода помпы (17). Масляная помпа крепится к стенке бачка шпильками. Отверстие (4) (рис. 5) служит для подачи масла в помпу. Валы (6) и (17) соединяются с помощью пластины (7) и втул­ки (8). Для крепления подшипника (12) служит корпус (15) с крышкой (16), сальником (13). Крышка крепится к корпусу с помощью болтов (14). На вал (17) надевается шкив (18) со шпонкой. Масляная помпа используется от автомобиля ГАЗ-51, 52, 69, но следует иметь ввиду, что помпы отличаются длиной приводного вала. Для контроля за уровнем масла служит смотровое окно (11) произвольной конструкции.

Работает система смазки так. Вращающий момент от шкива электродвигателя через ременную передачу переда­ется на шкив (16) (рис. 2), (18) (рис. 5) и через вал (17), втул­ку (8) и пластину (7) передается на вал (6) привода помпы (1). Масло поступает через отверстие (4) в помпу (1) (рис. 5), (8) (рис. 2), проходит через переходник (3), в который вкручен автомобильный датчик давления (4) и по трубке по­дается на входной штуцер (12) подачи масла в компрессор. Штуцер (12) на рис. 2 условно развернут. Он вкручен в от­верстие (3) (рис. 3). Диаметр резьбы зависит от имеющейся у Вас трубки, которую можно использовать от гидравличес­кой системы автотракторных агрегатов. Далее масло прохо­дит по смазочным каналам компрессора (рис, 3, рис. 4), со­бирается в нижней части и выбрасывается через отверстие слива масла рис. 4, рис. 11 (дет. 11) потом стекает через

ВМЕСТО БЕНЗИНА - КУХОННЫЙ ГАЗ!

Рис. 11. Детали

отверстие (13) (рис. 3) в бачок (24) (рис. 2) Часть масла про­ходит через подшипник (4) (рис. 3) и смазывает его.

Деталь (7) (рис. 11) можно изготовить из шестерни при­вода компрессора, которую необходимо приобрести. Для этого необходимо сточить зубчатый венец до размеров, показанных на рис. 11 (дет. 7).

К датчику давления (4) (рис. 2) можно подключить авто­мобильную лампочку. Вместо датчика можно подсоединить манометр для контроля. Для того, чтобы отвести газ, кото­рый прорвался через поршневые кольца в корпус узла при­вода, служит отверстие с резьбой у верхней части корпуса (рис. 11), (дет. 11), разрез А-А, в которое вкручивается шту­цер (13) (рис. 2). На штуцер надевается резиновая трубка и выводится выше крыши гаража, дома. Хотя в конструкции заправочного устройства предусмотрена локализация воз­можных выбросов газа в помещение, мы советуем устано­вить его снаружи помещения. Конструкция компрессора разрешает закачивать газ любого давления. Но необходи­мо помнить, что при работе компрессора при очень низком давлении или полном отсутствии газа на входе, при полно­стью открытом главном кране, на входе компрессора может создаться разряжение и компрессор вместо газа начинает тянуть воздух через неплотности в сальниках кранов и т. п. Поэтому перед заправкой газа в баллон необходимо дать поработать компрессору несколько минут в атмосферу до полного удаления воздуха из заправочного устройства.

В среднем заправка баллонов газом длится 1-1,5 часа. Чтобы уменьшить время заправки, можно спарить два ком­прессора. Владельцам грузовых автомобилей можно ис­пользовать 4 компрессора.

На рис. 10 показана принципиальная электрическая схе­ма включения 3-х фазного электродвигателя в однофазную сеть. Напряжение на двигатель АД подается через автома­тический выключатель Q1, магнитный пускатель МП. При нажатии кнопки «пуск» срабатывает реле Р1, которое свои­ми контактами Р1.2 подает напряжение на катушку пуска­теля МП и подключает пусковые конденсаторы Сп контак­тами Р1.1. При этом срабатывает пускатель и подключает двигатель и рабочие конденсаторы Ср к сети. Одновремен­но замыкаются блок-контакты пускателя МП 1.1 и пускатель становится на самоблокировку. При отпускании кнопки «Пуск» Сп отключается. При нажатии на кнопку «Стоп» или при срабатывании реле тепловой защиты двигателя РТ, цепь размыкается, пускатель отключается, отключается двигатель и схема возвращается в исходное положение. При подклю­чении обмоток двигателя треугольником Ср=4800 (1ном/11), где 1ном — номинальный ток двигателя, U — напряжение в сети. Сп=(2-3)Ср.

IV. ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЯ

И ЗАПРАВОЧНОГО УСТРОЙСТВА.

Необходимо знать, что природный газ легче воздуха и поднимается вверх, в отличие от сжиженного, который сте-

лится по земле, заполняет все щели, подвалы. Поэтому при эксплуатации необходимо учитывать эту особенность.

Перед каждым выездом и возвращением в гараж, после технического обслуживания и ремонта необходимо делать проверку герметичности газовой системы. Наиболее дос­тупные способы обнаружения пропусков газа — это контроль по запаху и обмыливание мыльным раствором. При появ­лении запаха газа во время движения необходимо устра­нить неисправность. Если вы не можете устранить неисп­равность, необходимо выпустить газ из баллонов в атмос­феру (при отсутствии поблизости людей, открытого огня, других автомобилей). При замерзании редуктора и за­пуска двигателя в зимний период для прогрева необ­ходимо пользоваться горячей водой, применять от­крытый огонь категорически запрещено! При загора­нии газобаллонной аппаратуры необходимо перекрыть вен­тиля, выключить систему заправления. Для тушения огня необходимо иметь под рукой углекислый огнетушитель. При этом необходимо поливать баллоны водой, чтобы не допу­стить повышения в них давления.

Ремонтные работы газобаллонной аппаратуры следует проводить при отсутствии давления газа в баллонах. Кате­горически запрещено выпускать газ в помещение.

При заезде в гараж необходимо перекрывать магист­ральный расходный вентиль и при включенном двигателе срабатывать газ системы. После длительной стоянки авто­мобиля пуск двигателя необходимо проводить при подня­том капоте.

Раз в три года необходимо проверять баллоны высокого давления гидравлическим испытанием, раз в год — необхо­димо сдавать на проверку. К поверхности баллонов ка­тегорически запрещено крепить сваркой конструктив­ные элементы.

При заправке автомобиля необходимо контролировать давление газа на входе и выходе компрессора, температу­ру цилиндров, давление в системе смазки. Во время зап­равки в автомобиле не должно быть людей. При обнаруже­нии пропусков газа заправку необходимо выполнять при следующих условиях: заправку делать только при закрытом расходном вентиле, при заправке не стоять возле заправоч­ного шланга, не подтягивать гайки во время заправки под давлением, не стучать металлическими предметами по де­талям заправочной системы. Отсоединять заправочный шланг необходимо только после закрытия заправочного вентиля. При достижении рабочего давления в баллонах необходимо выключить двигатель компрессора, закрыть заправочный вентиль, закрыть вентиль на входе компрес­сора.

В заключении хотелось бы сказать, что наша задача зак­лючается в том, чтобы дать Вам упрощенную, доступную и в тоже время безопасную и работоспособную конструкцию, которую можно собрать за достаточно короткое время и получить удовольствие от своей работы. Надеемся, что это нам удалось.