В ЧЕМ ЖИВУЧЕСТЬ ЗНАХАРСТВА?
|
|
ак бы ни удивляли зигзаги человеческой психологии и капризы общественного мнения, их надо принимать такими, какие есть. Более того,
надо изучать закономерности, которым они подчиняются, оценить критически не только шарлатанов-знахарей и легковерных больных, но и прежде и строже всего деятельность тех врачей, которые в силу разных причин способствуют процветанию знахарства. Чтобы лечить больного, надо вначале поставить диагноз, а чтобы излечить общество от такой опасной болезни, как знахарство, надо познать природу этого явления, суть, сильные и слабые стороны и порождающие причины.
При анализе конфронтации сил врача и знахаря выясняется, что, как это ни странно, есть немало факторов, которые работают в пользу знахаря и во вред врачу. Одни из них — результат стиля работы и личности врача, другие действуют независимо от него.
Прежде всего, это фактор запрещенного плода — он сладок, соблазнителен и щекотлив. Приведу несколько забавных примеров. Предприимчивый торговец повесил у входа своего магазина обращение к посетителю: «Просьба на потолок не смотреть!» Представленная на потолке в примитивной форме реклама имела гораздо больше успеха, чем другие — богато и красиво оформленные.
В течение ряда лет я говорил на лекции студентам, что приведенные в учебнике симптомы Герхарда, Фридрейха и Вин- триха, свидетельствующие о наличии в легких каверны, в наше время потеряли свое диагностическое значение, поэтому нет смысла запоминать их. И вот результат: когда на зачете или экзамене я спрашиваю о симптомах каверны, студенты порою не помнят элементарные из них, например, кашель с мокротой и влажные хрипы, но исправно приводят и чётко интерпретируют названные выше три симптома.
|
В 1911 году из Лувра была украдена всемирно известная картина Леонардо да Винчи «Джоконда». Ее нашли и вернули в музей через два года. И вот выяснилось, что за те два года, когда картина отсутствовала, зал, где она ранее висела, посетило больше людей, чем за двенадцать предыдущих лет, когда картина была на месте.
Да, есть что-то неумолимо притягательное в необычном, сенсационном и запрещенном!
Кого можно сегодня удивить тем, что врач вылечил больного от той или иной, даже самой тяжёлой болезни? В век ликвидации многих инфекционных болезней, пересадки органов и приживления оторванных конечностей не мудрено привыкнуть ко всему. А вот вылечился у знахаря — это совсем другое дело, в этом есть что-то рискованное, престижное, вызывающее интерес и сочувствие окружающих. Пользоваться платной услугой иглотерапевта, достать за дорогую цену мумиё, доставить за свой счёт знахаря из другого города — всё это служит своеобразным свидетельством заботы близких о больном, для которого им ничего не жалко. Вызов бесплатного участкового врача и даже консультантов рангом повыше не гарантирует такой репутации.
Гирей на чаше весов знахаря является также полное избавление им больного от такого неприятного периода взаимоотношения его с врачом, как обследование.
Гарантированная заработная плата ставит врача в положение обязанного лечить, в то время когда знахарь не обязан делать этого, а лечит в порядке личной инициативы, чуть ли не по зову сердца. Оказывая такую услугу, знахарь ставит больного в положение своего должника. Каким бы печальным ни был исход услуги знахаря, ни больной, ни его близкие не могут предъявить ему претензии, потому что они сами соучастники этого исхода, да и неудобно упрекать в чём бы то ни было человека, который хотел помочь, но по зависящим или не зависящим от него обстоятельствам сделать этого не смог.
Вот и получается, что врачи лечат сотни и тысячи больных, показывая нередко чудеса самоотверженности и профессионального мастерства, днём и ночью стоят на страже здоровья людей, в любую погоду и по любой дороге бегут к больному по первому его зову, забывая о перебоях собственного сердца, и это воспринимается общественностью как само собой разумеющееся; только узкий круг пользующихся их услугами людей знает этих скромных, очень нужных обществу тружеников. Но стоит какому-либо знахарю вылечить больного — это становится сенсацией, разговорам об этом конца не бывает. А каково отношение к ошибкам и неудачам тех и других? Врачебные промахи с ходу поднимаются на щит и служат предметом многих пересудов, а неудачи знахаря объясняются или «искажением эффекта», или тем, что не сработал метод, или, наконец, тем, что ему помешали. Но боже упаси, если врач ошибётся или, что еще хуже, если больной, которому не смог помочь врач, попадет к знахарю и тот ему принесет облегчение! Случай этот станет достоянием широкой общественности и послужит поводом для далеко идущих выводов, бесспорным аргументом доказательства всесильности знахаря и беспомощности врачей и медицины в целом.
… Оперировали больного с опухолью брюшной полости. На операционном столе был установлен диагноз «рак кишечника». Бугристая опухоль размером с гусиное яйцо, исходящая из петли тонкой кишки, спаялась с окружающими тканями, в том числе и с сальником. Забрюшинные лимфоузлы увеличены и плотны — значит метастазы. Уверенность хирурга в своём диагнозе была так сильна, что он даже не взял кусочек ткани на гистологическое исследование, обязательное в подобных случаях. Положение было оценено как безнадежное и брюшную полость зашили без попытки удалить опухоль. Родственникам объяснили всё, и после заживления раны больного выписали домой. Ему дали первую группу инвалидности. Вопреки ожидаемому ухудшению состояния больного, ему становилось всё лучше и лучше. Прошли год, два, три — и больной почувствовал себя почти здоровым. За время болезни от нечего делать больной связался с религиозной сектой, с увлечением читал «Евангелие» и «Ветхий завет», выполнял замысловатые обряды, принимал какие-то народные средства, приносимые своими новыми собратьями по вере. И вот три разных мнения о выздоровлении этого больного. Вывод врачей: видимо, допущена ошибка в диагнозе — у больного был не рак, а какой-то воспалительный процесс, скорее всего продуктивный туберкулез кишечника, внешне очень похожий на рак. Мнение верующих: Бог помог, вера в него и молитва ему; одному ему уповайте и на него одного надейтесь. Мнение общественности: знахари помогают там, где врачи бессильны.
Из всех специальностей больше всего на дилетантские суждения «повезло», пожалуй, медицине и юриспруденции: любой обыватель считает себя достаточно компетентным, чтобы давать им безапелляционные оценки и советы. Никому бы и в голову не пришло летать на самолётах, сконструированных врачами, или строить мосты по проекту юристов. А вот в том, как и чем лечить больных, и в оценке деятельности врача в советчиках и судьях недостатка никогда не бывает.
О престижном преимуществе знахаря перед профессиональными врачами свидетельствует и случай, описанный И. Киси — ным.
… Один парижский знахарь был привлечен к суду за незаконное врачевание. Но суду он представил … диплом врача, прося не разглашать это обстоятельство. По его мнению «разоблачение» могло сократить практику, т. к. у знахаря лечатся те, кому не могли помочь врачи.
В том, что знахарь одерживает верх над врачом, нередко вщюват и сам врач. Наиболее частыми промахами с его стороны являются следующие.
Первый. Врач в своей повседневной практике далеко не всегда отдаёт должное психотерапии. Озабоченный главным образом диагностикой и патогенетическим лечением, направленным на ликвидацию самой болезни, врач зачастую не находит времени для продуманной беседы с больным, облегчающей его душевные и физические страдания, не использует
своих возможностей для улучшения его самочувствия и настроения, поддержания в нем веры в выздоровление.
Между тем повседневная практика подтверждает чрезвычайную важность психотерапии в деятельности врача. Большое упущение делают те врачи, которые, излечивая тело, забывают об излечении души и воздействии на тело через психику. «Влияние на тело определенным образом настроенной фантазии — одно из старейших наблюдений, сделанных человеком»,— писал австрийский писатель и врач Э. Фейх — стерлебен.
Психотерапия важна при любых заболеваниях, а пои заболеваниях психического или нервного происхождения она имеет первостепенное значение. К сожалению, мы не всегда и не полностью используем все ее возможности из-за недомыслия, лени, невладения методикой или неумения рационально распределить свое время и силы, значительная доля которых уходит на ненужную писанину, затяжные пятиминутки, совещания и другие формальности. Что же касается знахаря, то он, начисто свободный от этих времяпоглощающих мероприятий, а также от диагностических забот и причинного лечения, всю свою неуемную энергию, изобретательность и жизненный опыт направляет именно на психотерапию и, разумеется, больше преуспевает в этом, чем профессиональный врач. Знахарь имеет в своем арсенале немало испытанных способов эффективного воздействия на психику больного, причем он применяет их с учетом индивидуальных особенностей пациента, вероисповедания, прошлого и настоящего и других конкретных условий. И время от времени оказывается на коне, а профессиональный врач терпит неудачу. На всю жизнь запомнился случай, когда такое фиаско потерпел и я.
…Вскоре после окончания института, когда я работал в районном центре, меня вызвали к больной в соседнее село. За мной приехал муж больной, директор местной школы. Мы ехали верхом, преодолевая поворот за поворотом крутого, скользкого от быстро тающего снега подъема и Расул Магомедович (назовём директора так) вводил меня в курс болезни своей жены. Из его рассказа у меня сложилось определенное мнение о самой больной и ее болезни: безропотная, болезненная и обремененная заботами женщина, рано вышедшая замуж и к двадцати семи годам имеющая Шестерых детей, не считая умерших. Частые задержки мужа на работе, связанные с мероприятиями в школе, она воспринимает очень ревниво, замыкается в себе, плачет. Вчерашний приступ, который начался ровно в 12 часов ночи, тоже был связан с поздним приходом мужа: её начало трясти, закатила глаза, стала кричать, потом скорчилась вся в судороге и вот до сих пор судорога не отпускает её. На крик напуганных детей собрались соседки. Фельдшера дома не оказалось—уехала в город. Приглашенная бабка безапелляционно установила свой диагноз: в больную вселился чёрный джин и предложила свой рецепт изгонения джина — зарезать чёрную овцу, тёплую шкуру одеть на ноги больной, мясо раздать верующим, а шкуру с перешедшим в неё джином — ей, бабке.
— Поймите, овцу мне не жалко, могу хоть десять зарезать,— горячился Расул Магомедович,— но как я, директор школы и парторг колхоза, после этого в глаза людям посмотрю? Что скажут учителя, ученики, колхозники, какой пример я им подам?
Приехали. В тёмной, жарко натопленной и душной комнате с низким потолком на кровати у стены лежит очень худая и бледная женщина. Когда глаза привыкли к темноте, стали заметны сидящие в ряд у стены прямо на полу около десятка женщин, преимущественно пожилых, в чёрных платках, в которых спрятано всё кроме глаз — настороженных и недоброжелательных. Начал осматривать больную и прежде всего убедился в том, что ничего опасного у больной нет; об этом свидетельствовали пульс, дыхание, состояние живота. Как я и предполагал при разговоре с мужем, у женщины — истерия.
Работая в годы учёбы в институте на скорой помощи, я сталкивался с такими больными и… не любил их: хотя преподаватели и старшие товарищи и говорили нам, что истерия—не притворство, а болезнь, всё равно трудно было отделаться от мысли, что здесь не обходится без элементов притворстйа, хотя бы подсознательного. П. Дюбуа считал истерию не болезнью, а самовнушением, а Ж. Шарко назвал ее обезьяной всех болезней, имея в виду свойство больных истерией имитировать любую болезнь.
Вот она лежит, судорожно напряженная, как струна, дрожит мелко, как испуганная лошадь, стонет и делает вид, что находится в бессознательном состоянии, хотя все слышит и осмысливает. Когда имеешь дело с такими больными, всегда оказываешься в затруднительном положении: теоретически знаешь, что больную надо чем-то удивить, потрясти, сбить с толку неожиданной выходкой, но практически не знаешь, как это осуществить. Рассказывают о случаях, когда истеричек выводят из такого состояния… пощечиной. Как-то я читал об излечении кликуши (разновидность истерии) проповедником Иоанном Кронштадским. Когда к нему привели дико кричащую, бившуюся в истерическом припадке женщину, проповедник, размахнувшись, с силой ударил в лоб причастной ложкой и сурово прикрикнул «Открой глаза!» Женщина охнула от неожиданности, открыла полные ужаса глаза и перестала кричать. Проповедник сказал что-то об изгнании из больной беса, трижды крестообразно подул в лицо женщины и она выздоровела.
Разумеется, ничего подобного я не мог себе позволить, а другие способы потрясти психику больной были мне неведомы. К тому же говорить с ней можно было лишь через переводчика. Я сделал всё, что мог в данных условиях: местные тепловые процедуры, массаж, успокоительные средства. И ей стало лучше: судороги постепенно прошли и больная погрузилась в спокойный сон. Однако какая-то тревога, подсознательное ощущение, что последнее слово в этой ситуации не за мною, а за этими бабками, которые злорадно смотрели на все. мои старания, не покидали меня. Уезжая, я дал мужу подробную инструкцию на случай повторения приступа, оставил необходимые лекарства и попросил его позвонить на следующий день и сообщить о состоянии жены. Но он не позвонил ни на следующий день, ни через неделю. При случайной встрече со мною он был явно смущен:
— Стыдно было, вот и не звонил. Поднял я всё-таки лапы перед бабками! А что было делать? Вначале вроде все было нормально — жена встала, ужин приготовила, с детьми повозилась, всё как всегда. Но ровно в 12 часов, как в предыдущую ночь и как накаркала бабка, у неё возобновился приступ— судороги, дрожание, клацание зубами. Дети проснулись, крик, шум. Опять соседки, опять бабка. И стали меня стыдить, что, жалея паршивую овцу, я гроблю свою жену. Что было делать? Зарезал чёрную овцу, будь она трижды неладна, мясо раздал собравшимся и детям немного оставил, как они советовали, шкуру наизнанку одел на ноги жены — и тут же всё прошло. И больше, слава богу, приступ не повторился.
Что ж, всё понятно: ритуал с резанием овцы — фактор куда более внушительный и накладный, чем бесплатная услуга врача. После такого ритуала повторять приступ было бы не только неудобно перед односельчанами, но и расточительно. Где-то в закоулках сознания больной, я уверен, эти мотивы определенно фигурировали!
Случай этот и своё бессилие перед такими больными настолько поразили меня, что я написал в газету «Медицинский работник» статью о необходимости преподавания психотерапии в медицинских институтах. Я призывал от общих фраз о важности учения Павлова об условных рефлексах и влияния психики на работу всего организма перейти к конкретным мерам, а именно — разработке и обучению студентов и врачей методологии психотерапии с учётом заболевания, состояния больного, возраста его и прочих конкретных данных.
С удовлетворением отмечу, что сейчас как в медицинских вузах при обучении студентов, так и в повседневной врачебной практике психотерапии и деонтологии во всех аспектах уделяется должное внимание, что тем более обязывает врачей быть в этом вопросе на высоте своего положения.
Второе обстоятельство, ставящее знахаря в более выгодное положение, чем врача: знахарь в силу своей некомпетентности в сути и исходах болезней, более уверенно ведёт себя в отношении так называемых неизлечимых больных, чем врач. Верит ли сам в выздоровление больного или нет, но придерживаясь своего стиля, он храбро и безоглядно обещает больному и его родственникам полное излечение, лихо назначает ему всё, что имеет в своём арсенале, в том числе тонизирующие, стимулирующие, обезболивающие и прочие средства, травы, корни, составы и тем самым поддерживает в бол:,я. м и его близких веру в выздоровление. А поскольку многие болезни протекают волнообразно с чередованием периодов улучшения и ухудшения, любое, даже кратковременное улучшение приписывается ему, а ухудшение — не зависящим от него обстоятельствам. Что касается врача, то он видит исход болезни и судьбу больного дальше знахаря; он значительно раньше замечает замаячивший вдали призрак летального исхода. И призрак этот парализует волю и сковывает мышление многих врачей; они опускают руки, теряют интерес к 0 л.^ному и это обстоятельство не ускользает от настороженного внимания больного и его близких.
… Мальчик 12 лет с лимфолейкозом дрогнувшим голосом говорит посетившему его в больнице отцу:
— Папа, наверное у меня неизлечимая болезнь: раньше врачи были так внимательны ко мне, а сейчас вообще перестали интересоваться мной.
Не у всех врачей, к сожалению, хватает такта, душевной теплоты, старания и умения поддержать искорку надежды в больном, не имея её у себя.
Попадание под гипноз неотвратимо близкого печального исхода болезни — грубый тактический и деонтологический промах врача. Каким бы ограниченным ни казался нам ставший обозримым последний и наиболе трудный участок жизненного пути больного, долг врача — максимально удлинить его, сделать насколько возможно содержательным, насыщенным положительными эмоциями и свободным от отрицательных. Никто не знает, кому сколько осталось жить, да и самый здоровый человек живёт не вечно. Все понимают это и тем не менее, если на каком-нибудь многолюдном собрании кто-то заявит во всеуслышание, что среди присутствующих есть один человек, который будет жить вечно, то каждый подумает о себе. Таково прекрасное свойство человеческой психики — не мириться с неотвратимостью беды, верить, надеяться. И врачу надо использовать это свойство как фундамент для поддержания веры больного в выздоровление.
Наш добрый старый учитель ныне покойный профессор А. Г. Подварко, много лет заведовавший кафедрой инфекционных болезней Дагестанского медицинского института, частенько говорил, что для врача нет безнадежного больного, для него безнадежен только труп. Этим мудрым принципом надо руководствоваться врачам, когда они имеют дело с любым больным, в том числе и с тем, чьи дни сочтены, не прекращать и не убавлять усердия в оказании ему интенсивной врачебной помощи до последнего его дыхания.
Другие непреложные качества врача — доброта и любовь к больному. Доброе и любящее сердце поможет найти оптимальный выход из самых затруднительных положений и тогда, когда разум бессилен, подскажет то единственно верное слово, которое утешит больного. Ведь даже одну и ту же информацию можно преподнести человеку совершенно по-разному. Вспомним притчу.
… Горец видел сон. Один толкователь снов отгадал его так:
— Тебе суждено похоронить всех своих братьев.
Горец обругал толкователя за плохое предсказание и бестактность и пошёл к другому толкователю. Тот объяснил сон иначе:
— Ты переживешь всех своих братьев.
Горец поблагодарил толкователя за доброе предсказание, щедро вознаградил его и ушёл довольный. А ведь суть обоих предсказаний одна и та же.
Третье обстоятельство, играющее отрицательную роль в деятельности и репутации врача, это то, что в прогнозе и лечении он чаще исходит не из сегодняшних возможностей медицины, а вчерашних. Обусловлено это несколькими причинами. Во-первых, учебники и руководства, по которым учатся студенты и врачи, уже в день своего выхода в свет в среднем лет на 10 отстают от достижений науки. Это тот срок, в течение которого книга пишется и издаётся. Пробел восполняется, конечно, лекциями и практическими занятиями, но не полностью. Во-вторых, и во время оформления учебника не все его разделы отражают уровень достижений медицинской науки на тот день. Ряд разделов, с которыми автор книги непосредственно не связан, автоматически переносится из издания в издание. Этим больше грешат руководства по таким объёмным специальностям, как внутренние болезни, хирургия, педиатрия и другие и меньше — руководства, написанные группой авторов. И, в-третьих, у некоторых врачей познания в своей специальности часто застревают на уровне обучения в институте, не всегда обновляются, хотя для этого и предусмотрены периодическая специализация, усовершенствование, семинары, специальная литература и т. д. А темпы движения науки и техники становятся всё более стремительными: рань
ше моральное устарение новой техники наступало примерно через сорок лет, а теперь — по истечении восьми, а в электронной промышленности — даже двух лет. Кто-то из авиаконструкторов сказал, что самолёт, поднявшийся в воздух, уже отстал от современной техники. В силу таких темпов развития науки и техники, необновляемость знаний врача всё более ощутимо отражается на его деятельности.
|
Четвёртое обстоятельство, вытекающее из третьего и усугубляющее его, это принижение, компрометация медицины, представление её не в лучшем виде самими же врачами. Происходит это ввиду слабой подготовки или недобросовестности врача, невыполнения им по недомыслию, лени или корысти профессиональных или деонтологических установок. Знахарь оказывается тут как тут и не преминёт воспользоваться промахами врача.
… Оперировали старика по поводу туберкулеза позвоночника, осложненного параличами ног и расстройством функции тазовых органов. Старик был крепкий, операцию и послеоперационный период перенёс хорошо. Тяжело переживая прикованность к постели и потеряв надежду на выздоровление, больной и его жена воспринимали каждый нюанс в восстановлении здоровья с великой радостью. В замкнутом и плаксивом старике обнаружились веселье и юмор. Появились ли движения в пальцах, удалось ли оторвать пятку от постели, ел ли самостоятельно — всё передавалось медперсоналом и больными из палаты в палату как большое событие с весёлыми комментариями самого больного.
И вдруг что-то случилось — старик вновь впал в меланхолию и плаксивость, стал обиженно отворачиваться на обходе, а неотлучная жена его прятала глаза. В чем дело? Оказывается, палатный врач, кстати, ассистировавший мне на операции, сказал больному:
— Не спешите особенно радоваться. Болезнь эта коварная, в любое время могут возобновиться и боль и параличи.
Трудно было поверить в это, ведь врач опытный, сам бы мог других уму-разуму научить. Но возмущение больных, бывших свидетелями разговора, не оставляли сомнения, что это так. Спрашиваю врача — почему он так говорил.
— А что тут такого? — был ответ.
— Как что? Прежде всего Вы сказали больному неправду: при своевременности той операции, которую мы ему сделали, в 96 процентах случаев наступает стойкое излечение.
— Вот видите — 96 процентов! Значит у четырёх процентов бывает рецидив.
— Ну хорошо, пусть даже Вы правы на четыре процента. Объясните тогда другое: ведь и у безнадежного больного мы стараемся любыми путями поддержать веру в выздоровление. А здесь Вы одной фразой убили в нём эту веру. Не пойму мотивы, котерые Вами двигали.
— Ничего особенного не случилось,— примирительно сказал врач,— не надо делать трагедии. Если больной поправится — всё забудется, если будет хуже — он и сам разуверится.
Больной выздоровел. Ушёл из больницы на своих ногах, трудится в огороде, как сообщил участковый врач, посещающий его на дому. Но вера в медицину и врачей не восстаноци — лась. Ещё в больнице несколько раз я видел у его постели какую-то бритоголовую личность с бесстрастной толстой физиономией, в неизменном черном бастоновом костюме в любую погоду. Он долго и тихо говорил со стариком, приносил какие — то книги. Как потом выяснилось, это был один из руководителей религиозной секты. Разуверившись во врачах, старик переключился на религию, заодно с нашими лекарствами «принимал» молитвы и по сей день глубоко убежден, что его можно было и не оперировать, что не операция подняла его на ноги, а религиозные премудрости.
Кандидат медицинских наук А. Катков выступил в «Неделе» со статьей «Исцеление волей», где рассказал о враче И. С. Павловой, вся жизнь которой прошла наперекор медицинским предписаниям и все это привело к тому, что «зловещий диагноз митрального порока сердца через сорок лет с момента его установления был снят… Сейчас И. Павловой ни за что не дашь ее 54 лет — так она удивительно стройна и прр- мо-таки пышет молодостью».
Если все это действительно так, то случай этот следовало разобрать в среде специалистов как врачебную ошибку или казус, а не делать обобщений на основании одного курьеза.
Оставим достоверность написанного на совести А. Каткова и спросим: многие ли из тех, кто поверит этим строкам, посчитаются с врачебными предписаниями? Какова цель печатания статей, дискредитирующих медицину и пропагандирующих сомнительные установки?
Мы, врачи, люди одной идеологии и общих интерсов, служащие одному делу — охране здоровья советского человека. В отличие от капиталистического общества, где господствует конкуренция, в нашей стране здравоохранение базируется на честном сотрудничестве и взаимопомощи. В выполнении своего святого долга перед обществом врачи обязаны быть сплоченными, должны способствовать общему успеху, дорожить честью и репутацией белого халата.
Пятое обстоятельство, льющее воду на мельницу — знахаря, — предприимчивость. Вот уж действительно чему мы могли поучиться у знахаря — это предприимчивости, находчивости и расторопности! Сравнить хотя бы бойкость знахарей при рекламировании, сбывании сомнительных средств лечения с наблюдающейся нередко инертностью органов здравоохранения во внедрении в практику действительно ценных и апробированных методов диагностики и лечения.
Корреспондент М. Воздвиженский («Труд», 11 октября 1981 г.) повествует о досадной судьбе бальзама из тамбукан — ской грязи, изобретенного кандидатом медицинских наук A. JI. Шинкаренко. Бальзам обладает целебными свойствами при ожогах, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки, остеомизлитах, тромбофлебитах, эндартериитах, трофических язвах и других заболеваниях. Сколько людей, страдающих этими хроническими, трудно излечимыми заболеваниями, испытав на себе все, что есть, и не добившись успеха, ждут еще чего-либо нового, более эффективного, чтобы если не излечиться, так хотя бы добиться улучшения! Однако производство бальзама, авторское свидетельство на которое выдано… 30 лет тому назад, до настоящего времени не налажено. Переписка, которую автор бальзама, уже доктор наук, ведет с разными инстанциями от Министерства здравоохранения РСФСР до Ставропольского крайисполкома, на территории которого находятся тамбуканские грязи, составляет уже пять пухлых томов, а воз, как говорится, и ныне там.
За производство этого препарата для лечения страдающих различными заболеваниями животных взялась даже ветеринарная лечебница — в примитивных условиях, в деревянном сарае. Отсюда же брала А. Л. Шинкаренко свой бальзам и посылала в клиники по их запросам, здесь доставали его тайком и больные. Однако такое «подпольное» производство бальзама вскоре было прекращено.
Не выдержать сравнения руководителям и хозяйственникам, утопившим ценное лекарственное средство в бумажной круговерти, с бойкими торговцами эликсира АУ-8 из Риги, чисиссора Чернышова из Сочи, мази от всех болезней Голюка из Приморского края и другими дельцами от медицины. Характерная деталь: когда приморские ученые опубликовали: ряд статей о широком спектре биологической активности элеутерококка, упомянутый выше Голюк начал применять самодельные настойки его раньше, чем на Хабаровском химфарм — заводе была отработана технология производства экстракта из его корней.
Разработка новых методов диагностики и лечения и быстрейшее внедрение их в практику являются основой прогресса медицинской науки и практщш. Но когда у тех, кто по долгу службы обязан обеспечить внедрение нового, не хватает инициативы, тогда и расцветает частное предпринимательство. Чаще всего больной идет к знахарю не от хорошей жизни, а потому, что не находит должного внимания и помощи у медицинских работников. Вот пример.
… Обсуждаем на клинической конференции больного 42 лет, чабана по профессии, с запущенным туберкулезом легких. Лицо худое, землистое, выпученные мутные глаза; синюшные губы судорожно ловят воздух. На рентгенограмме сольного видно множество каверн в обоих легких. Сейчас в диагностике и лечении туберкулеза достигнуты такие успехи, что подобных больных практически не должно быть. Почему же ойи все же встречаются, почему этот больной с запущенной болезнью не обратился своевременно к врачу?
— Как не обратился?.. Обращался…— делая остановки после каждого слова, чтобы отдышаться, говорит больной,— еще три года назад меня из района посылали в диспансер… Целую неделю жил у знакомых, обследовался — сегодня анализ, завтра рентген, опять рентген, опять анализ и так без конца. Я говорю врачу — давай быстрей, больше ждать, не могу, знакомые, у которых остановился, на меня косо смотрят: я кашляю, а у них дети. А врач меня — опять на рентген… Ну, ладно, делай раз надо. Пришел еще раз, а рентген не работает, сломался… и не известно когда исправят… Приехал домой, а районный врач кричит — почему заключение не привез?.. Как же я привезу заключение, если мне его не дали?.. Езжай, говорит, обратно, без заключения я не имею права тебя лечить…
Больней сокрушенно махнул рукой, от разговора и неприятных воспоминаний лицо его покрылось испариной.
Молчим уныло — стыдно за медицину, за нашу службу, за свою причастность ко всему этому.
— Что же дальше?
— А дальше, брат повел меня к мусульманскому хакиму в соседний аул. Хаким успокоил меня, поговорил по-человечески, натер мне грудь козьим жиром, велел есть урбеч с медом, дал отвар из трав. Бумагу сделал. Лучше стало и я больше не пошел к врачам.
Больной нашел у знахаря внимание и сочувствие, которого не было у врачей. А в итоге болезнь запущена. Для того чтобы выявить одного больного туберкулезом или раком легкого в ранней, относительно легко излечимой, стадии, флюорографическая бригада из 3—4 человек работает неделю и обследует в среднем около двух тысяч здоровых людей. А этот больной пришел сам, но мы не сумели обеспечить ему положенное лечение и по существу погубили его здоровье.
Обращение больных к знахарям, порою безоглядное и противоречащее здравому смыслу, это чаще всего попытка больных компенсировать недостатки и промахи в медицинском обслуживании населения. Поэтому наиболее результативной мерой профилактики знахарства и борьбы с ним является улучшение качества и культуры медицинского обслуживания
населения вообще и работы каждого медицинского работника в отдельности.
Итак, знахарство на современном этапе — явление сугубо отрицательное и вредное для общества; оно не имеет никаких прав на существование. Именно поэтому с ним надо вести бескомпромиссную борьбу.
Однако может возникнуть вопрос: борясь со знахарством, не рискуем ли мы задушить на корню что-либо ценное, не отвергаем ли действительных феноменов — людей, умеющих одним им ведомым путем выяснить суть различных болезней и могущих лечить их?
Практически это исключено и вот почему: при современном развитии медицинской науки с глубоким познанием процессов живого организма, один человек, не знакомый с основами медицины, даже самый незаурядный, не в состоянии не только совершить переворот в медицине (а многие феномены, экстрасенсы и прочие разновидности неознахаря на это именно и претендуют), но и внести существенно новое в диагностику и лечение человеческих недугов. «Медицина стала научной тогда,— пишет А. Гехт,— когда человеческое сознание оказалось в состоянии преобразовать накопленные сведения в стройную систему, абстрагироваться от них и сделать общезначимые выводы… На этой стадии развития всякая попытка приписать чистой эмпирии решающую роль (при сознательном отрицании современного уровня медицинской науки) должна рассматриваться как шаг назад». С этим созвучно высказывание и академика А. Мигдала: «Вероятность того, что
посторонний неосведомленный человек подскажет глубокую научную идею, так же мала, как вероятность попасть в сапоги, спрыгнув с колокольни».
Однако не следует полностью отрицать, что кто-либо, втом числе и лицо, не имеющее медицинского образования, может обладать средствами или способами лечения, выявленными им самим или заимствованными из народной медицины. Поэтому к любой заявке подобного рода надо относиться со вниманием и без предвзятости.