СУПБРПАМЯТЬ САМАЯ ЭФФЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СУПЕРПАМЯТИ

Эта методика поможет вам быстро выучить иностранный язык, запомнить сходу любое стихотворение, рассказ, на­бор цифр, слов и пр.

Сначала научитесь запоминать слова не имеющие в со­четании логического смысла, их надо запоминать и воспро­изводить в том же самом порядке. Такое запоминание на­поминает хождение по тонкому льду, ваши мысли мечутся из стороны в сторону, но они не должны сбиваться с наме­ченного курса. Путем тренировок вы отрегулируете мыслен­ный «вестибулярный аппарат». Заниматься лучше с напар­ником, который продиктует слова (можно использовать маг­нитофон). Во время прослушивания диктовки лучше завя­зать глаза, чтобы не отвлекаться окружающими предмета­ми. Лучшее время для занятий — утренние часы, на свежую’ голову раза три в неделю по 1,5-2 часа. Мысли и сюжеты, возникающие по ходу диктовок, надо анализировать в уме. Для диктовки воспользуйтесь словарем. Количество запо­минаемой информации наращивайте постепенно, сокра­щайте временной интервал между единицами информации. Начните с небольшого количества слов — 20-30. Одни и те же слова не используйте вторично. Перед занятиями обя­зательно читайте текст примерно такого содержания: «Все, что внушает мне мысль, я смогу совершить, как бы трудно это не казалось. Все, что мысль проявляет во мне, я смогу получить, как бы трудно это ни было!» План занятий: №1 — Научитесь под диктовку запоминать и в том же порядке вос­производить простые предметные слова, не связанные друг

с другом. Скажем: рыба, пряник, халва, собака, дверь, пы­лесос, вата и др. Темп диктовки подберите походу занятий. Тренируйтесь до тех пор, пока не сможете с одной диктовки воспроизвести в таком же порядке 120-170 слов. После, не увеличивая количество слов, сократите темп диктовки до 2-4 секунд между словами. После этого переходите к услож­ненным словам, трудно поддающимся умозрительному ана­лизу типа: растрата, субмарина, ценообразование, высоко­мерие и т. д. Проверьте, сможете ли вы воспроизвести сто и больше таких слов, если — ДА, то все в порядке. №2 — пере­ходите к цифрам. Постарайтесь нижеприведенные связки между цифрами и их образами довести до автоматизма. №3 — Переходите к иностранным словам.

СЛОВА, НЕ СВЯЗАННЫЕ ДРУГ С ДРУГОМ

Диктуется ряд слов: полиция, кошка, пингвин, паркет, рация, айсберг, часы, зенит, антенна, чай. Создаем пример­ный сценарий: Полиция из-за «отпуска» кошки взяла на службу пингвина, который нашел под паркетом рацию фир­мы «Айсберг», где было замаскировано взрывное устрой­ство под часы, фирмы «Зенит», с приделанной сбоку антен­ной из чая. В этом примере приведен метод увязки одной смысловой группы слов с другой. К первой группе относят­ся — полиция, кошка, пингвин, паркет. Ко второй — рация, айсберг, часы, зенит, антенна, чай. Слово «рация» в этом случае играет роль связующего. Кроме увязки группы слов с другой группой можно применить и такой способ: любое слово связываем только с предыдущим и последующим за

ним словами. Первое не связано с третьим и другими, 3-е с 5-м и другими и т. д. первый метод называют цепью, второй — «цепочкой». Итак: Полицейский ударил кошку, та укусила пингвина, которым натерли паркет, а под паркетом была спрятана рация, найденная на айсберге, похожим на часы, в которых отражается зенит, куда устремлена антенна, по­хожая на кустик чая.

Во втором методе отсутствует логическая цепочка, од­нако такая система тоже нужна при первых тренировках. Обе эти системы абсурдны, смешны, но секрет как раз состоит в том. что связи нестандартны. Они вызывают у человека всплески чувств. Описанные связи таковы, что позволяют избавляться от лишней и ненужной информации, особенно при методе «цепочки». В процессе занятий меняется не только состав слов, но и их качество. К примеру, второй спи­сок запомнить намного сложнее, нежели первый (если слов много). 1 — Стул ваза груша танк сигарета карусель корабль листок сирена журнал. 2 — Осциллограф вечность память молодость интеграл космос транскрипция интервал. Меж­ду этими списками есть и промежуточные по сложности ва­рианты слов. Тренировки на запоминание слов начинайте с самых простых упражнений, например, указанных в первом списке. Такие слова запоминаются умозрительно и не пред­ставляют особой сложности. Но если еще не развита образ­ность мышления, то вначале требуются большие интерва­лы времени между словами. Этот процесс схож с печатани­ем фотографий, когда проявитель не особо силен, фотобу­магу надо долго держать в растворе для появления четкого изображения. В процессе тренировок интервал сокращает­ся. При регулярных тренировках это займет около месяца. Составляя сюжетную связку, старайтесь всегда делать ее необычной, выходящей за рамки психологии. Постепенно наращивайте количество слов до 300-500. Но соблюдайте при этом осторожность! Избегайте перегрузок!

После того, как почувствуете, что прогресс достигнут, наступает следующая стадия. Переходите от предметных слов к промежуточной степени, например, к явлениям при­роды, к действиям, событиям. В этой стадии процесс дол­жен сохранить доминирующую роль умозрительного фак­тора. Однако здесь, можем заметить, более высокий тип мышления, тут больше интеллектуального фактора. В этой стадии больше фантазируйте, придумывайте, казалось бы, самые невероятные, неправдоподобные ситуации, активно влияющие на ваш эмоциональный аппарат. В результате этих занятий улучшается оперативность мышления, благо­творно влияющая на качество и своевременность принима­емых вами решений. Но не следует во всем полагаться на эмоции, внимание, взятое в отдельности, также необходи­мо укреплять и развивать его механизмы, хотя эмоциональ­ный фактор, как активный помощник внимания, сохранит свое доминирующее положение. Внимание и послушно и капризно, это знает каждый, кто хотел на чем-то сосредо­точиться. Мы сами не замечаем, как наше внимание убега­ет от объекта, выбранного в силу необходимой потребнос­ти. Но нет худа без добра. Предлагаем вам некую систему. Представим, что надо думать об австралийской собаке дин­го. Но, вдруг вспомнив, что она обитает в Австралии, мы переключились на кенгуру, которого убил фермер из швед­ского штуцера, приклад которого сделан из столетнего дуба, сожженного молнией, возникшей из-за электрического за­ряда, происшедшего в облаках, откуда льется дождь, про­текающий через крышу дома и т. д. Но стоп! Мы же должны думать про динго. И снова вспомнили о ней, собрались с мыслью, но всякая ерунда лезет в голову со стороны. Так. получилось вследствие того, что вспомнив о протекающей крыше, вспомнили наконец, что динго забыто, и мигом пе­решли к ней. Здесь отсутствует элемент «организованного отступления» от одной позиции к другой, для последующей передислокации мысленных сил и концентрации в одной точке интеллектуального потенциала личности. В подобной ситуации движение мысли находится во власти анархии и хаоса. Как же тогда действовать? Надо «перекручивать плен­ку» назад в обратной последовательности. От «протекаю­щей крыши» переходим к «дождю», «электрическому раз­ряду в облаках», «молнии», «столетнему дубу», «шведскому штуцеру», «фермеру», «кенгуру», и наконец к самой «дин­го». При этом возникают приятные иллюзии, будто время

остановилось и повернулось вместе с «пленкой»: назад. И мы, выйдя из себя, снова вернулись в свое «Я». Создается впечатление, что отвлечения в сторону и не было. «Цепоч­ка» дает определенную пользу, если мы к ней будем прибе­гать систематически. Она понадобится и когда мы будем подходить к стадии освоения слов, подобных по степени сложности словам, указанным во втором списке, они отно­сятся к категории труднейших и почти не поддающихся умозрительному анализу. Их мнемотехника отличается от обычной. Эмоциональный подход усиливается, но одной «цепочкой» не обойтись. Прибегаем к смешанному вариан­ту «цепи» и «цепочки», описание дано ниже:

Нужно запомнить и воспроизвести в следующем поряд­ке слова: психология вечность память история понятие фун­кция позиция трансцендентность космос математика вой­на жизнь смерть покупка страх воля сила веселье радость нирвана. Для успешного решения этой задачи соберите в кулак волю, весь интеллект, фантазию, зрение, слух, обоня­ние, осязание, соединенные вместе силой вашего представ­ления. Большая роль отводится чувственному восприятию. Вот примерный сюжет, составленный при запоминании этих слов: Психология — в голове ощущается что-то приятное, как ток проходящее, наполняющее мозги. Оно вводит нас в та­инственный мир, называемый вечностью. Вся эта сцена про­ходит под большим стеклянным куполом, который в каче­стве символа принят за память. На куполе виден учебник по истории. В нем спрятаны брат и сестра. Его зовут поняти­ем, а ее функцией (он отвечает за принятие решений, а она за исполнение). В результате они вышли на позицию, чтобы ощутить трансцентендность в виде волны мыслей, прохо­дящих через космос, являющейся стихией математики в виде цифр и формул, воюющих меж собой не на жизнь, а на смерть. А в царстве смерти делаются покупки в виде таин­ственного предмета, спрятанного в черном ящике. Неизве­стность вызывает страх (за символ принята мимика с его обозначением). Но мы мобилизовали волю и ощутили силу (символ — мышцы). Благодаря ей к нам пришло веселье, а в конечном счете радость (обе в форме мимических выраже­ний), подарившую нам блаженную нирвану (телесный и ду­ховный покой). Все это может показаться слишком объем­ным, однако, если вы сами проделаете все это, то убеди­тесь в обратном.

БЕССМЫСЛЕННЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ

Облегчается также задача осмысленного запоминания бессмысленных выражений (БВ), хотя здесь тоже нужнасвоя техника. Обладание такой способностью резко улучшит вос­приятие, концентрацию, внимание, фантазию, что самое главное, нам легче будут запоминаться иностранные слова и выражения, термины.

Пример: требуется запомнить и воспроизвести следую­щий ряд бессмысленных выражений: 1-зек, 2-шэг, 3-дах, 4-фис, 5-кош, 6-хук, 7-дуд, 8-муз, 9-цуб, 10-кав. 11-бах, 12-кар, 13-топ, 14-бац, 15-огу, 16-шва, 17-вед, 18-гуж. В про­цессе запоминания этих слов мы должны придать им экви­валенты, которые нам знакомы. Для облегчения задачи на все выражения взято по три буквы. Составлять эквивален­ты нужно в процессе чтения или диктовки, но мы приводим их вначале:

Зек — уголовник (общеупотреб.). Шэг — русый (по армян­ски). Дах — звук, вызываемый разбитием стекла. Фис — им­портная наклейка на куртке. Кош — первые три буквы в сло­ве кошка. Хук — прием в боксе. Дуд — первые три буквы му­зыкального инструмента дудук. Муз — музыка. Цуб — звук при чокании стаканами. Кав — глина по армянски. Бах — компо­зитор Бах. кар — первые три буквы слова кара. Топ — топка. Бац — восклицание. Огу — Одесский Государственный Уни­верситет. Шва — первые три буквы французского слова «шваль» — лошадь. Вед — веды. Гуж — слова гужевой. Итак: уголовник, русоволосый (но не русоволосый уголовник, так как нарушается порядок) разбил витрину магазина и попы­тался бежать. На его куртке была какая-то импортная на­клейка, поцарапанная кошкой. Но его догнал полицейский и сделал хук справа, от которого тот скончался. На его по­хоронах играли на дудуке грустную музыку. Там согласно обычаю чокались глиняными чашками, а также слушали му­зыку Баха. И все таки это была справедливая кара. После

они захотели играть в теннис. И кто-то сделал хорошую топку и бац! — набрал очко. Победила сборная Одесского Государ­ственного Университета и получила в приз коня. Это было официальное удостоверено в ведах. В них говорится также о гужевом транспорте. Слегка скучно, но «искусство требу­ет жертв»

МНЕМОТЕХНИКА ИНОСТРАННЫХ СЛОВ

В отличие от запоминания и воспроизведения слов зна­комого языка здесь применяют другие механизмы мышле­ния. Слова дробятся, подбираются аналогично звучащие или части слов знакомого языка. При составлении ассоци­аций надо стараться как можно чаще использовать элемент запретного плода и остросюжетных ситуаций. Каждый на­верняка помнит, как быстро запоминаются нецензурные сти­хи, поговорки, анекдоты. Поэтому используйте «театр аб­сурда». Эта задача легко решится для обладателей интел­лектуального багажа. Примеры:

Кисе — поцелуй, плейт- пластинка, тейбл — стол. рилейшн

— связь, кооз — причина. Комментарии: Он поцеловал свою
кису (кисе). Пастух плетью (плейт) разбил пластинку. Мой
сын пил за столом тей (в пере воде с армянского — чай), бил
рукой по столу и дурачился, булькая чаем во рту, из-за чего
раздавался звук-б-л-л (тейбл). Рельсы (рилейшн) являют­
ся связью между городами. Один лысый козел (коз) стал
причиной наших бед.

2. — Арабский: Молабат — любовь, араис — президент, са­хара — пустыня, ислам — покорность, китоб — книга.

Комментарий: Мусульманский священник — молла и ка­толический священник — аббат (молабат) друг с другом за­нимаются любовью. Раиса (араис) является женой прези­дента. Сахара (сахара) является пустыней. Истинный далай

— лама (ислам) проповедует покорность. Кит заплыл в реку
Обь (китоб) и за это его ударили по лбу книгой.

3 — Греческий: Неро — вода, токсо — лук, икос — дом, кар-вуно — уголь, парафино — окно.

Комментарий: Кровожадный Нерон (неро) был утоплен в воде. Он спрятал яд (т. е. токсин — токсо) в луке. На иконе (икос) нарисован дом. Кар-а, сидя на куче угля, пьет деше­вое вино (карвуно). Пар, выдыхаемый аферистом (парафи-ро) на окно. Система не позволяет с первого раза запом­нить произношение в точности, но она дает возможность за­поминать «скелет» слова и достаточно одного-двух повто­рений, как сотни слов практически ежедневно пополнят ваш словарный запас. Овладеть данной мнемотехникой можно будет только после успешного освоения методики запоми­наний не связанных друг с другом русских слов.

МНЕМОТЕХНИКА ЦИФР

На каждую цифру составляется целая группа желатель­но однородных слов.

Пример: 0 — лебедь, пеликан, петух. 1 — теплоход, под­лодка, парусник. 2 — лев, тигр, медведь. 3 — слон, верблюд, олень. 4 — мотоцикл, трактор, автомобиль. 5 — бомбарди­ровщик, вертолет, космолет. 6 — крокодил, морж, осьминог. 7 — кот, мышь, белка. 8 — паук, стрекоза, кузнечик. 9 — акула, ихтиозавр, тиранозавр.

Количество образов на каждую цифру составляется в зависимости от количества цифр, требующихся запомнить и от нашей способности удержать в памяти энное количе­ство слов. Подобно шифру эти слова выучиваются заранее. Становится ясно, что если цифра, скажем, единица повто­ряется, то мы берем второе число, т. е. подлодка и т. д. Зна­чит, накладки не происходит. Пример: запомните это число: 9310425917580635074622134896. Составляем сюжет из заранее выученных нами:

Акула (9) укусила за хвост слона (3), который стоял на палубе теплохода (1), и учила лебедя (0) ездить на мото­цикле (4), принадлежащем льву (2), который пилотировал бомбардировщик (5), уничтожающий глубинными бомбами ихтиозавров (9), плывущих рядом с подлодками (1), с од­ной из которых выплыл кот (7), взятый на борт вертолета (5), издалека напоминающего паука (8), съеденного пеликаном (0), который сидел на шее крокодила (6), укусившего верб­люда (3). Эта сцена была сфотографирована с космическо­го корабля (5), в котором экипаж жарил петуха (0) и этим дразнил аппетит мышей (7), которые опрыскиваются с трак-‘

тора (4), от шума которого взбесился морж (6) и попал в зубы тигра (2). одним ударом поломавшего позвоночник оленя (3), из шкуры которого изготавливаются паруса для парус­ника (1), в трюме которых спят медведи (2), доставленные на автомобилях (4), на которых нарисованы стрекозы (8). Все это наблюдает издалека тиранозавр (9), пытающийся поймать из моря осьминога (6). Как видите — сценарий аб­сурден и нереален. Но сама основа «памяти сердца» — зак­лючается как раз в нестандартности! Она вызывает волне­ние, эмоции, помогающие лучшему закреплению информа­ции. Кажется, сюжеты длинноваты и громоздки, однако, при умозрительной оценке — ваши сомнения развеются. ЗАПОМИНАНИЕ ФИГУР

Память может быть сильной в отношении одного и сла­бой в отношении другого вида информации. Счастлив тот. кто смог продвинуть свои силы по всему «фронту» Одним из участников такого фронта являются геометрические фи­гуры. Одолев этот плацдарм, ваша память приблизится к универсальной, так как в данном случае в отличие от вос­произведения не связанных друг с другом слов мы прибе­гаем к двойным ассоциациям, требующим значительно большей подготовки. Что бы мы ни видели, все имеет фор­мы, которые позволяют зрению отличать одно от другого, выделять частное из общего. Они бывают правильные и кри­вые, симметричные и асимметричные и т. д., память на них относится к живой повседневной или непосредственно жиз­ненной памяти. Улучшается способность в ориентировке на местности. Надо запомнить такие фигуры:

СУПБРПАМЯТЬ САМАЯ ЭФФЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СУПЕРПАМЯТИ

Вроде бы обыкновенные бездушные фигуры. Можно в принципе и механически их запомнить, но что делать, если фигур много. Нужно все эти фигуры подвести под общий зна­менатель, богатый эмоциями. Для кого-то это спорт, для кого-то искусство. Мы предлагаем военные игры. Доктрина долж­на иметь оборонительный характер, это усилит чувство спра­ведливости. обострит память. Под каждой фигурой берем ка­кой-то образ, связанный с военными играми. Итак, с авиа­носца (1) взлетел бомбардировщик (2), взял курс в направ­лении города Н. (3), но был сбит ракетой класса «земля-воз­дух» (4), летчик катапультировался (5), попал в плен (6). Но ему удалось оттуда бежать (7), притворившись мертвым (8). Затем он проник в склад оружия (9), украл пистолет (10). Де­нежные купюры (11) достал посредством грабежа. Он начал пить на эти деньги, описывая пьяные восьмерки (12), но по воле рока он пьяным вышел на улицу и попал под машину (13), закончив свой путь на кладбище (14).

Перед вами приведен метод составления одного целого рассказа. Но при большом количестве фигур при этом ме­тоде будет трудно произвести фигуры. Тогда можно прибег­нуть к «цепочке». Можно воспользоваться и таким методом: чертится 300 фигур, не похожих друг на друга, заранее со­здаются аналоги каждой фигуры из предметного мира и предварительно выучиваются. При выполнении этого усло­вия уже не требуется дополнительно затрачивать время на создание ассоциаций от фигуры к образу, ибо они уже го­товы.

ПАМЯТЬ НА ЛЮДЕЙ

Представьте такую картину: к вам в гости пришли 26 че­ловек. Гости представились, назвали свои имена: АРТУР ЖАННА АЛЕКСЕЙ ВЕРА АРСЕН ГРИГОРИЙ МАРИНА РАИСА ВАСИЛИЙ АНДРЕЙ МИХАИЛ ЕЛЕНА АННА НАИТ АНАСТАС АРМЕН НАДЕЖДА ИБРАГИМ АЛЕКСАНДР ЮЛИЙ ЮРИЙ БО­РИС ПЕТР ЛЮДМИЛА НЕРСЕС НАТАША. Даже не обладая феноменальной памятью вы можете быстро запомнить их всех. Как? — Приведите к себе в помощь знаменитостей, а также своих знакомых, также города, носящие эти имена, что-то еще, скажем одеколон «Наташа». При каждом новом имени проводите параллели и разыгрывайте сюжеты с ис­пользованием вышеприведенной информации, которую взяли в помощь. Примерная цепочка: В Порт — Ар туре стоял

на якоре французский теплоход «Жанна д’Арк», откуда вы­шел славный летчик Алексей Маресьев с Верой в то, что хирург Арсен его удачно прооперирует. У последнего в этот день родился сын, которого назвали Григорием. После он женился на уродливой Раисе, дочери князя Василия, кото­рый любил читать про Андрея Болконского, подарившего жене Михаила духи «Елена», рекомендованные продавцом Анной, которая старалась познакомить свою дочь Анаит со студентом Анастасом, учеником Ар мена Джигархоняна, ко­торый питал Надежду сыграть роль иранского шаха Ибра­гима, убитого Александром Македонским, кому подражал Юлий Цезарь, который тоже когда-то мечтал полететь в кос­мос, как Юрий Гагарин, сказавший, что Борис не прав, чье имя часто упоминал Петр Первый, имеющий наложницу Людмилу, читающую курс лекций про Нерсеса Шнорали, который употреблял после бритья одеколон «Наташа».

После этих сюжетов внимательно пожирайте глазами «го­стей» и, используя вышеприведенную связку, как шпаргал­ку, разделите их по группам, после чего по единицам. Про­делав эти процедуры, выпустите из внимания прежние объекты с аналогичными именами и названиями, которые были использованы как зацепки для запоминания, предва­рительно проведя в пределах возможного аналогию между внешними признаками гостей и приведенных объектов с одинаковыми именами. Благодаря этим предметам, эти люди будут узнаны через большой промежуток времени, в любом месте.

К сказанному в такой ситуации мобилизуйте в кулак все органы чувств. Вы должны не только видеть и слышать че­ловека, но и каким-то шестым чувством вписать его в себя, ощутить, может даже обнюхать. Но, конечно, прежде всего действует сексуальное восприятие. Ведь еще древние го­ворили, если мы видели одного льва, значит видели всех львов, если видели одного волка, значит видели всех вол­ков. Но если мы видели одного человека, это значит, что мы видели одного человека, уникального по своему, носящего в себе отдельный мир.

ЗАПОМИНАНИЕ ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Перед тем, как изучать текст, не задавайтесь целью за­помнить его в узком смысле этого слова. Главное — содер­жание текста надо осмыслить, впитать в себя. Это заблуж­дение, что тексты выучить легче, чем не связанные друг с другом слова. Тест тексту рознь. Бывают тексты умозритель­ные, а есть абстрактные, степень сложности запоминания у них разная. В чем же заключается сложность текста по срав­нению с не связанными по смыслу словами. Трудность в том, что в тексте меньше возможности маневрирования инфор­мацией для составления сложнейших связок, так как воз-

никает опасность разрушения структуры текста. А для за­поминания не связанных слов у нас большая свобода дей­ствий. Однако, все равно можно применить некоторые эле­менты мнемотехники несвязанных слов. Назовем этот ме­тод «опорными точками». Читая текст, дробите его по смыс­ловым единицам, либо абзацам. На каждую группу составьте одно или два слова, отражающие смысл абзаца (смысло­вой единицы). Перейдя к другому абзацу, проделайте то же самое. У вас получится список слов несвязанных, но явля­ющихся опорой при запоминании. После этого вы сможете воспроизвести с помощью «опорных точек» всю информа­цию близко к тексту. Пример: дается текст из газеты «Вновь ожили предприятия и организации Степанакерта… Таким образом в областном центре приостановлена длившаяся около 4-х месяцев забастовка. Люди откликнулись на при­зыв Национального Совета возобновить трудовой ритм, до­биваясь удовлетворения своих требований за столом пере­говоров. Этот призыв еще раз однозначно прозвучал на оче­редном митинге жителей Степанакерта, состоявшемся в пятницу. Выступившие, в частности, отметили, что усили­вающемуся с каждым днем со стороны Азербайджана эко­номическому, моральному, политическому давлению на ИКАО арцахцы должны противопоставить силу их воли, ра­ботать с удвоенной энергией, возводить больше жилых до­мов, детских садов, школ. Ораторы подчеркнули, что про­тивники справедливого карабахского движения способны на всякого рода провокации. Необходимо сохранить спокой­ствие, выдержку и не отвечать злом на зло. К сожалению, предостережения участников митинга оправдываются. В ночь с 27 на 28 августа неподалеку от г. Барда в очередной раз был забросан камнями пассажирский автобус, следо­вавший из Еревана в Степанакерт. Это случилось, когда ма­шину сопровождали работники ГАИ. Когда будет положен конец бесчинствам. Ведь страдают безвинные люди?»

Создаем «опорные точки»: Степанакерт, забастовка, пре­кращение, призыв, переговоры, митинг, давление, воля, справедливость, провокация, выдержка, зло. Барда, камни, автобус, ГАИ, бесчинства, страдания. Эти слова выучивают­ся в том же порядке и применяются в качестве шпаргалки. На эту статью примерно из 150-160 слов составлено 18 «опорных точек». Это больше нормы, при больших объемах текстовой информации количество образов не должно пре­вышать З-х-5-ти % от количества слов текста. Эта методика не позволит произвести текст слово в слово, но даст воз­можность вспомнить близко к тексту основное содержание и последовательность получения информации. Можно тут прибегнуть и к аллегорическим рассуждениям, образным сравнениям, порой доведя их до абсурда. Это отличная гим­настика для фантазии!