ПРОИСХОЖДЕНИЕ МУМИЕ
Этот таинственный бальзам люди применяют не менее трех тысяч лет. О его чудодейственной силе слагались легенды. О нем с восхищением писали великие ученые древности — Аристотель, Авиценна, Аррази, Бируни.
Мумие — вещество природного происхождения, до сих пор таящее в себе немало загадок. Оно обрело свое второе рождение в наши дни, получив широкое распространение особенно в Индии, странах Малой, Центральной и Средней Азии, Африки.
В качестве лечебного свойства мумие известно в мире под разными названиями. Арабы называют его «Аракул-джаба» (горный пот), «хариз-ал-аджеси» (сохраняющее тело), «тит» (воск) или «мумион». В Иране бальзам носит знакомое нам название «мумие» (защищающий организм), в Бирме — «чао-тун» (кровь горы), в Монголии и Тибете «брагшун» (сок скалы), в Сибири — «каменное масло». Узбеки и казахи к слову «мумие» добавляют «асиль», т. е. «настоящее» мумие.
В источниках классической восточной медицины описываются два вида этого бальзама: «мумие саладжиди» — черного цвета, почти без запаха и «мумие дороби» — темно-коричневого цвета, со своеобразным запахом (среднеазиатское мумие). Оба вида обнаружены на территории Средней Азии в трещинах труднодоступных скал на высоте 2800-3200 м над уровнем моря, чаще в известково-кальциевых породах.
Н. П. Петров, 3. Н. Хакимов и другие исследователи установили основные геологические и географические закономерности распространения мумие. Мумиеносные районы гор содержат известняки или песчано-глинистые породы. Мумие образуется в расщелинах скал, пещерах и гротах. Наибольшее его количество обнаружено в горных районах, где произрастают еловые и арчевые леса.
Мумие Средней Азии встречается в горах выше отметки 1500 метров, в год его получают около двух тонн.
В условиях высокогорья, где воздух беден кислородом, «господствуют» сильные ветры, возникают резкие перепады температур, сильное электромагнитное излучение и повышенный радиоактивный фон. К тому же в жарких, засушливых местностях микроорганизмы, обеспечивающие разложение органических остатков, малоактивны. В силу этих обстоятельств создаются условия, когда биомассы животного или растительного происхождения, не разрушаемые микроорганизмами, с течением времени мумифицируются и полимеризуются, и в места*’
недоступных влаге, затвердевают, образуя натечные структуры.
Многие целители древности утверждали, что лучшее мумие — блестящее, мягкое, чисто черного цвета, и предупреждали, что существуют и * мумиеподобные* продукты, не обладающие всеми достоинствами истинного бальзама. Подделки мумие практиковались всегда.
В настоящее время в научной медицине под мумие понимают биологически активный продукт естественного происхождения, смолоподобное вещество, вытекающее из расщелин скал.
По происхождению и внешнему виду выделяют несколько типов бальзама:
1. Трупное мумие — твердая или воскообразная масса темного цвета, образующаяся при мумификации или медленном разложении трупов животных и насекомых. В древности этот способ применяли для искусственного получения мумие.
2. Лишайниковое мумие — густая или твердая смолообразная масса. Продукт жизнедеятельности низших растений, преимущественно лишайников.
3. Арчевое мумие — смолообразная, коричнево-черная масса со смолистым запахом. Выделяется из ствола и корней арче — вых деревьев, сосны, ели, переносится водой в почву, смешивается с землей и образует натеки в расщелинах скал.
4. Битумное мумие — жидкая или воскоподобная масса темного цвета. Образуется в результате анаэробного разложения погибших растений. От нефти отличается тем, что не содержит летучие углеводороды, поскольку находится вблизи поверхности почвы и быстро теряет летучие компоненты.
5. Экскрементное мумие — окаменевшие экскременты мелких Животных, преимущественно грызунов и летучих мышей.
6. Медово-восковое мумие — желтая, коричневая или черная масса, продукт жизнедеятельности диких пчел, полимери — зоьавшийся с течением времени.
7. Минеральное мумие обнаружено высоко в горах, в пусто — Тах скальных пород, куда не могли попасть ни животные, ни Растения, образуется из минералов, но при обязательном участи микроорганизмов.
Наиболее часто встречаются так называемые среднеазиатские с°Рта мумие, забайкальские и образцы памирского и алтайского происхождения. Обычно это черные, темно-бурые или буро-корич — ^Ые массы, залегающие в трещинах гранитных сланцев, неболь-
пещерах или расщелинах невысоких известняковых гор, мас — Cbl Неоднородны. Большую их часть занимают разнообразные по
размеру и форме гранулы, скрепленные черным или красно-корич — невым, твердым или смолоподобным однородным веществом. Масса В целом обычно ДОВОЛЬНО плотная, особенно В своей толще, Но по краям вязкая. Запах мумие специфический, довольно резкий, вкус своеобразный, горький или горьковатый. Мумие растворяется на 40-60 % в воде, причем в раствор переходит в основном чер. ная масса, скрепляющая гранулы, тогда как содержимое гранул почти не растворяется. В нерастворимой части находится значительное количество растительных остатков, представляющих собой смесь элементов злаков и плодов. Данная группа мумие, очевидно, животного происхождения, т. е. это «мумифицированные* останки древних грызунов, обогащенные веществами подстилающей породы и продуктами жизнедеятельности микроорганизмов. Мумие этой группы весьма эффективно способствует регенерации при трудно срастающихся переломах и вяло заживающих ранах, лечении лучевых поражений кожи и организма в целом.
В 1984 году ученые Киргизского института органической химии высказали предположение, что горный бальзам мумие представляет собой продукт многовековой полимеризации экскрементов высокогорных мышей — серебристых полевок. Питаются эти грызуны различными травами, в которых высоко содержание биологически активных веществ: витаминов, органических кислот, микроэлементов. Организм полевок не усваивает их полностью, и определенная часть ценных веществ выделяется с экскрементами, которые со временем под действием специфических высокогорных условий не разлагаются, а мумифицируются. В ряде мест такая биомасса, растворяясь почвенными водами, может образовывать натеки на стенах скал и гротов.
Дальнейшие научные исследования позволили установить достоверность этой гипотезы. Осенью на скалах гор, где встречается мумие, можно увидеть много припасенных впрок таких растений, как зопник, герань каменная, лаготис, дягиль джунгарский, первоцвет, флемис, лук широкоигольчатый, крапива двудомная, ирис, чина луговая, цицебита, мелколепестник, смородина, шиповник, ежа сборная, ломонос, горец дунгарскиїь буквица, колокольчик, ястребинка, вика, ель, лук, подмаренник северный, щавель конский, клевер белый, хохлатка, тип- чак, змееголовник, манжетка, одуванчик, тмин, сурепка, мать — и-мачеха, горец волнистый, рябина тянь-шаньская, полынь* эстрагон, желтушник Маршалла, регнерия, овес опущенный, силистник вонючий, арча, жимолость мелколистная, подмаре15‘ нИк северный, копеечник, мятлик боровой, аконит таласский и другие. Зимой животные поедают эти растения. С течением времени их помет накапливается в больших количествах и служит одним из вероятных источников образования мумие.
Подобные гипотезы объясняли также возможное происхождение забайкальского мумие жизнедеятельностью белок-летяг, антарктического — слюной снежного буревестника и т. д.
Некоторые исследователи высказывают версии о зоологическом происхождении мумие. Так, например, К. Дьяконов утверждает, что некоторые виды мумие — это ископаемый мед с примесью пчелиного яда. «В прошлом,— пишет он,— большая часть территории Средней Азии была дном моря. Среди моря было множество островков, на которых процветала жизнь. Много тысяч лет назад территория Средней Азии поднялась за очень короткий промежуток времени. Земная кора растрескалась. При этом миллионы диких пчел, гнездившихся в расщелинах, пещерах, в дуплах больших деревьев, оказались под завалами. Древесина и остатки насекомых превратились в неузнаваемые вещества. Ведь мед, как и нефть, без доступа воздуха не разлагается».
Индийский ученый Чопре считает мумие продуктом растительного происхождения. В пользу этого свидетельствует присутствие в некоторых образцах смол, камеди и растительных остатков. Возможно, из поврежденных стволов некоторых деревьев, например арчи или тутовника, выделяется жидкость, которая, стекая на землю и просачиваясь в трещины горных пород, смывается дождевыми потоками и уносится по путям фильтрации воды. Вместе с водой смола проникает в пустоты. Вода испаряется, а смолоподобная масса остается.
Не следует смешивать с мумие группу так называемых «масел», которые жители Сибири называют «белым», «каменным», ‘горным». Они представляют собой белые пористые массы без запаха, с вяжущим вкусом и почти полностью состоящие из в°Дорастворимых солей алюминия и железа. Жители Восточной Сибири широко применяют эти «масла» для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта, что объясняется их химическим составом, но, однако, не подтверждается экспериментальными данными. Часто за мумие ошибочно принимают Менее ценные в терапевтическом отношении озокерит и церезин.
Мумие, найденное в Антарктиде,— плотная пластинчатая УРо-коричневая масса, у которой полностью отсутствует характерный запах и вкус мумие. В антарктическом продукте нет столь характерных для мумие растительных остатков. Он нера — створим в воде, частично растворим в некоторых органических растворителях (эфире, хлороформе, бензоле) и хорошо — в ще. лочах.
Кавказские образцы мумие также можно отнести к менее ценным. Они известны под местными названиями «мумие слезки», «мумие фиатдони» и т. д. Это плотные, черные, блестящие или тусклые пленки толщиной не более 1-3 мм. Массивные скопления в виде твердых каплеобразных и «слезообразных» натеков диаметром 2-2,5 см, однородных на изломе, встречаются гораздо реже. Все образцы не имеют характерного запаха, почти безвкусны, различной водорастворимости (от 50 до 98 %) и не содержат растительных остатков. При нагревании весь продукт размягчается и загорается, не плавясь, что, очевидно, указывает на его нефтяное происхождение. Помимо Кавказа, описанный продукт довольно часто встречается на Ближнем Востоке и в Средней Азии, где он известен под названием «зогх». Вещество обычно образует пленки на потолках обширных пещер или уступах скал, защищенных от прямого попадания осадков.
Ученый И. Байтар, живший в XIV веке, в своем труде «Собрание простых лекарственных и питательных средств» писал о мумие: «Это затвердевшая на берегах жидкость, превратившаяся в смолу. От нее исходит запах смолы, смешанной с горным потом». Вероятно, здесь речь идет о продукте минерального происхождения, относящемся к менее ценным сортам.
В эпосе многих народов сохранились многочисленные легенды о происхождении и целебной силе мумие. Чаще всего они связываются с погибшими воинами, кровь которых и по сей день сочится по скалам. По запаху и внешнему виду некоторые сорта мумие напоминают застывшую кровь, имеют красноватый отлив, что, очевидно, объясняется присутствием примесей солей железа.
Горный бальзам, по утверждениям средневековых медиков, по своим целебным свойствам превосходит «корень жизни» " женьшень.
Таким образом, можно констатировать, что несмотря я* наличие многочисленных теорий о происхождении мумие, его природа до настоящего времени недостаточно изучена, что в° многом затрудняет применение этого вещества в практической медицине.