НЕОЗНАХАРЬ
… Пора чудес прошла, и нам Подыскивать приходится причины Всему, что совершается на свете.
В. Шекспир.
роме хрестоматийного знахаря с заговорами, заклинаниями и допотопными, снадобъями, в наше время научно-технической революции появился знахарь новой формации, приспосабливающийся к психологии и нравам современного человека. Люди стали сознательными, поднялась их общая культура. Мало осталось верующих в бога и трудно знахарю рассчитывать на веру пациентов в причитания, заклинания и прочие мистические действия.
Подобно служителям католической церкви, которые для привлечения молодежи не брезгуют никакими средствами рекламы, в том числе эстрадными представлениями и стриптизом, современный знахарь облачается в тогу самородка, медиума, уловителя биотоков и особых излучений, обладателя всевозможных секретов и всеисцеляющей панацеи. При этом не-
ознахарь пускает пыль в глаза жонглированием наукообразными словечками, наспех нахватанными преимущественно из заграничных источников информации, «теориями» о биотоках, экстрасенсах, радиоэстезистах, — стимуляторах и прочими мод-‘ ными веяниями современности. Как пишет доктор философских наук П. С. Гуревич, «современная мистика неравнодушна к престижу науки. Нынешние обыватели вызывают духов прошлого не путём простого зазывания или столоверчения, а с помощью электронного «психофона», включающего в себя магнитофон, приёмник, передатчик. Астрологи не доверяют звездному безмолвию — они ищут союз с кибернетикой, используют статистический анализ… Так мы сталкиваемся с курьёзным «взаимодействием» науки и религии, передовой техники и мистики».
На мельницу подобного авантюризма вольно или невольно льют воду непроверенные публикации падких на сенсации дилетантов о феноменальных исцелителях и панацеях. Один из нашумевших феноменов последнего времени, страсти вокруг которого не улеглись до сих пор — это «феномен» Давиташвили.
Жительнице города Тбилиси Евгении Давиташвили, массажистке по профессии, приписываются особые свойства распознавать и лечить различные заболевания путем массажа или движением рук около тела. Такой феномен объясняется якобы особыми биотоками, которые излучает тело человека или отдельные его органы. Сама Е. Давиташвили объясняет это продуцированием особой энергии. Человеческий организм она сравнивает с огромной фабрикой, где каждый орган что-то продуцирует, излучая энергию. Манипулируя руками вблизи тела пациента, она якобы ощущает покалывание, тепло, хо — ‘ лод. Она утверждает, что массажем и движением рук около тела излечивает многие болезни, в том числе — опухоли, туберкулез, язвы, радикулит, болезни позвоночника и другие.
К «феномену» Давиташвили с нашей точки зрения надо подойти дифференцированно, избегая валить все в одну кучу. Прежде всего, никакой веры в то, что Давиташвили или кто — либо другой может лечить все болезни подряд, быть не может. Как хирург, много раз видевший "И державший в руках патологический очаг — опухоль, воспаленную или омертвевшую ткань, я твердо убежден, что никакими эфемерными, дистанционными действиями без непосредственного воздействия такой очаг ликвидировать невозможно.
Другое дело — благотворное влияние человеческих рук. От приложения руки проходят головная, зубная или сердечная боль. Раздражение или неуверенность или, наоборот, вера и доброжелательность врача легко передается больному, руку которого он держит. По элементарному рукопожатию можно узнать отношение человека к себе. Во всем этом нет ничего сверхъестественного: руки, так же, как глаза и лицо — самые чувствительные элейенты человеческого организма и самые тонкие выразители его эмоций, движений мысли и состояния здоровья.
Гениальный ученый-энциклопедист, поэт, философ и врач Древнего Востока Авиценна (Абу Али ибн Сина), тысячелетие рождения которого человечество отметило в 1980 году, необыкновенно чутко улавливал малейшее движение и изменение лица и рук; его умение по рукам узнавать болезни нашло отражение в несколько гиперболизированной притче. Одно’ время к Авиценне был такой огромный поток страждущих, что ему не удавалось принимать их всех. Тогда он вышел в помещение, где его ожидали больные, попросил каждого из них взять нитку, один конец её держать в своей руке, а другой оставить свободным для него. Он по очереди подходил к каждому больному, потягивал за свободный конец нитки, ставил диагноз и назначал лечение. Одна женщина, уверенная в том, что Авиценна дурачит их, решила сама посмеяться над ним: привязала нитку к лапе кошки, недавно разрешившейся семью котятами, и спрятала её под паранджой. Когда Авиценна подошёл к ней и потянул нитку, вначале удивился, потянул ещё и ещё раз и сказал женщине, улыбнувшись понимающе: «Вы недавно родили семерых котят, от этого у Вас малокровие и упадок сил. Вам надо больше пить молока».
Конечно, это — притча, но в ней тонко подмечено с одной стороны значение рук, как зеркайа физического и духовного состояния организма, а с другой — особая чуткость врача в улавливании и анализе воспринятых ощущений.
Что же удивительного в том, что массаж чутких натренированных женских рук улучшает самочувствие, снимает боли и повышает тонус больных? Благотворное действие массажа на человеческий организм известно с глубокой древности. Еще Авиценна разработал своеобразную классификацию массажа: «Массаж бывает различным,—пишет он в своем «Каноне врачебной науки»,— сильным, который укрепляет тело, слабым, в результате чего тело смягчается, продолжительным, от чего человек худеет, и умеренным, от чего тело процветает».
Массируя, Е. Давиташвили могла уловить боль или опухоль, массаж улучшал кровоснабжение органа, что в свою очередь ускоряет заживление ран и эрозий. На большее Е. Давиташвили вначале и не претендовала. Свои методы лечения она называла сеансами лечебного массажа. Но вот благодарные пациенты, среди которых были и звезды грузинского искусства, начали возносить ее до небес. Один из них, писатель Р. Джапаридзе, написал статью о ней в газету вначале на грузинском, потом на русском языке «Мистика или реальность?» В журнале «Техника молодежи» инженер К. Арсентьев опубликовал статью «Феномен становится объяснимым», дав так называемому феномену весьма далекую от медицинской науки интерпретацию. С этого и пошло! Вокруг имени Давиташвили создался ажиотаж, в пылу которого уверили и саму Давиташвили в феноменальности ее способностей. Лишь после этого и она сама стала претендовать на умение распознавать и ле
чить многие болезни. А когда бум завел в тупик, за поясне ниями обратилась к врачам.
«Литературная газета» организовала разговор за круглыn столом («Вокруг таинственного феномена») с участием видны] советских ученых-медиков, в том числе члена-кор респондента АН Грузинской ССР Асатиани, писателя Р. Джа паридзе и других. Дело дошло до того, что Министерство здра воохранения СССР организовало комиссию ученых во глава с вице-президентом АМН СССР академиком А. М. Чернухоц для изучения таинственного феномена Давиташвили. Автор этих строк участвовал в семинаре, посвященном перспектива» развития медицинской науки и здравоохранения в XI пяти летке, проходившем в то время в Тбилиси под председательст вом А. М. Чернуха. На наши вопросы он ответил, что мнения ученых и всех, кто принимал участие в дискуссии о так на зываемсм феномене Давиташвили не едины. Все они сошлисг на том, что Давиташвили может при ряде заболеваний по мочь больному массажем или внушением, но нет никаких ос нований считать, что в природе есть какое-то особое биополе отличное от известных до настоящего времени физических по лей, и не обнаружены также какие-либо «экстрасенсы», обладающие лечебными возможностями. Что же касается обна деживания людей туманными высказываниями диагностиро вания и лечения болезней, то оно приносит больным вред, спо собствует переходу болезни в неизлечимую стадию. Вместч с тем комиссия сочла целесообразным продолжить исследова ния по изучению биополей человека в радиометрической лабо ратории Тбилисского университета.
Пока неизвестно, найдут исследователи особые биополя, могущие служить основой для распознавания и лечебног< воздействия различных заболеваний (разумеется только функ ционального, а не анатомического характера). Для объяс нения так называемого феномена Давиташвили, если он есть достаточно и обычных, известных биотоков; на биотоках осно
вана электрокардиография, электроэнцефалография, биотоки двигают протезами. Тепловидение, основанное на излучении тепла организмом, успешно используется в диагностике различных заболеваний. Если найдут и новые до сих пор неизвестные виды биотоков или биополей, то ничего сверхъестественного в этом нет. В науке бывали случаи и не раз, когда первоначально ученые не могли дать исчерпывающее объяснение новому явлению, но в конце концов выяснялась его материальная природа. Вспомним как А. Беккерель сделал свое выдающееся открытие, оказавшееся существенной вехой в развитии человечества: фотобумага, случайно оставленная возле минералов, содержащих уран, оказалась засвеченной. Этот таинственный факт, не поддававшийся объяснению, послужил той ниточкой, которая привела к открытию радиоактивного излучения. ^
Правда, компетентные люди не строят особых иллюзий на этот счет. Академик физик А. Мигдал пишет: «Вокруг живых организмов существуют физические поля — электрическое, световое, звуковое — и они довольно хорошо изучены… Нельзя ли предположить, что кроме известных, есть еще не обнаруженные физические поля? Вероятность обнаружить физическое поле новой, еще неизвестной природы в макроскопической области настолько мало, что с ней вряд ли следует считаться» («Наука и жизнь» № 1, 1982).
Тем не менее к природе надо прислушиваться и уважать ее и не отвергать необычное с порога, по принципу «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда». Марксизм-ленинизм учит нас тому, что познание материального мира не абсолютно, что в нем всегда есть место для новых открытий. А открытие нового начинается с признания возможным того, что до этого считалось невозможным.
Из еще не утихшего ажиотажа вокруг феномена Давиташвили можно извлечь ряд уроков. Один из них — о вреде публикаций дилетантами непроверенных сенсационных сведений.
3J
Обращает на себя внимание тот факт, что первые публикацщ о биополях появились не в медицинской литературе и автора ми выступали не медики. Хотя# по логике вещей осмыслить та кое открытие и дать ему компетентную оценку ДОЛЖНЫ был| прежде всего врачи, ученые медики, а не журналисты или ин женеры, не имеющие медицинского образования. Такое по спешное представление широким массам читателей априорныа суждений не только дискредитирует рациональное зерно в каком-либо новом явлении, если оно есть, и приводит к выпле скиванию младенца с помоями, но и раздувает суеверие, созда ет благоприятную почву для мистических веяний, лазейку для обмана людей проходимцами, шарлатанами и знахарями раз личных мастей.
Идея вливания жизненной силы здорового человека боль ному не нова, она основывается на теории животного магне тизма, созданного Теодором Месмером еще в конце XVIII века и называемого месмеризмом. Знаменитый гомеопат Ганеман находившийся под влиянием месмеризма, в 1828 году писал: «Пусть добропорядочный, сильный, здоровый человек минуть две держит в своих руках руки больного человека, глядя ш него сострадательным и возможно доброжелательным взглядом, или прикоснётся к больной части тела при условии, что ничего не отвлекало внимание больного и целителя — ни шум ни присутствие посторонних».
Не нова идея и о каких-то таинственных лучах, исходящих от человеческого тела. И по сей день на Западе существую! целые лженаучные школы, по-разному объясняющие их при роду и по-разному называющие их: од, аура, инфракрасны* лучи и т. д. Вряд ли следует очень удивляться, если выяснился, что феномен Давиташвили— это лишь очередной рецидш этой периодически обостряющейся болезни.
Шум вокруг феномена Давиташвили послужил толчком к появлению целой плеяды её последователей в разных городах и сёлах, излечивающих движениями рук все болезни подряд. о любопытном случае своего визита к одному из «экстрасенсов» рассказал мне 42-летний инженер из Москвы.
Болезнь сваливается на человека неожиданно, как снег на голову. Была она неожиданной и для Владимира Ивановича. Началась с мелочи — тяжесть и дискомфорт в тазу, неопределенные боли, онемение бедра. Потом боли стали горячим током отдаваться в правую ногу. Участковый врач, к которому обратился Владимир Иванович, направил его к невропатологу с диагнозом «ишиорадикулит». Тот лечил его тепловыми процедурами, уколами, но лучше не стало; наоборот, боли усугубились, затруднялись естественные функции тазовых органов* стала неметь, а вскоре и отекать нога. Пришлось взять в руки вначале палочку, потом и костыли. Наконец-то врачи сделали рентгенограмму таза и обнаружили костную опухоль крестца, растущую в малый таз. При этом она травмировала сосуды, нервы и органы малого таза. Нужна операция — сложная, рискованная, но выход только в ней. И Владимир Иванович пал духом, сник. Кто-то посоветовал идти к знахарю — лечит движением рук. «Новое открытие, чудеса творит, все газеты сейчас об этом пишут»,— пояснил знакомый. Владимир Иванович вначале наотрез отказался: «Чушь какая — инже — нер-электроник, и вдруг к знахарю!» А потом всё же решил пойти:
— Ничего ведь не теряю,— объяснил свой шаг Владимир Иванович — если не поможет, и не повредит. На худой конец живого чудотворца увижу.
— Прихожу, значит, с утра пораньше к этому чудотворцу домой,—продолжает Владимир Иванович.— Жил он на втором этаже коммунального дома. А там уже очередь образовалась от коридора квартиры через открытую дверь и хвост на лестнице. Слышу как из квартиры доносится ругань, выяснилось, что это жена лекаря отчитывает больных. «Какого чёрта вы тут собрались,— кричит она,— поликлиник вам мало? Ходите тут, пачкаете, а мне потом после вас убирать! Сэг яы
3 Заказ 932 "" 33 гривастый, третий раз приходишь, неужели у тебя самолюбия нет? Не приходите, надоели вы нам все!» Что-то в этом роде, но в более крепких выражениях. А больные стоят, как провинившиеся дети — избегают смотреть друг другу в глаза. Слышно как лекарь пытается урезонить жену, закрывает ее в комнате и выходит в коридор. Тут я увидел еґо впервые: высокий мужчина лет за пятьдесят с лысиной и бегающими плутоватыми глазами; вместо одной ноги деревянный протез. Начинает тут же в коридоре, стоя, принимать больных. Первая •—старушка. «С чем явилась?»— спрашивает. А она жалуется на сердце. И лекарь, не раздевая, делает какие-то замысловатые движения вокруг неё. Я думал шутит и чуть не захохотал. Хорошо—вовремя спохватился. Потом он делает гримасы усилия и движения руками, как будто с трудом двигает что-то внутри больной. Наконец резкое движение—й лекарь удовлетворенно крякает. «Теперь легче?» — спрашивает старушку. А она, как божий одуванчик: «Легче». «У тебя было опущение сердца. Я поднял его и поставил на своё место. Теперь ты здорова». Старушка, благодарит, молится и суёт лекарю помятую десятку. Просит разрешения и старика своего привести. Лекарь говорит, что нет в этом надобности, он и так узнает его болезнь; выясняет у старухи имя, возраст, цвет волос и жалобы старика, берёт в руки какую-то потрёпанную книгу, кажется, библию, что-то наколдовал и сказал старухе, что у её мужа — смещение внутренностей; пусть, мол, он вечером в 8 часов ляжет на диван на спину и слушает свои внутренности, а он из своей квартиры направит на старика биотоки для нормальной укладки их, т. е. внутренностей. И всё это происходит прямо в тесном и тёмном коридоре, при всех ожидающих, потому что лекарь боится жены, а с ним — и все остальные. За обещание вправить внутренности старушка заплатила ещё десятку — такова такса — и ушла, молясь богу и причитая. Потом лекарь обратился к нам, посетителям, и сказал, что приём он продолжит в 11 часов в другом месте и назвал нам адрес.
Я пришёл туда в назначенное время. Там, правда, были совсем другие условия и другой приём: дверь открыла молодая, сим? патичная женщина, очень вежливая, попросила ждать в коридоре. Я думал, что после того, что видели, уже никто не придёт к лекарю, что я один такой дурак, а там таких — хоть пруд пруди, и народ, в основном, культурный, образованный, одного даже полковника я там вйдел. Люди-то верят тому, что написано в серьёзных журналах, и что говорят им другие больные, а, по-моему, те, кто рекомендует таких проходимцев, просто-напросто их нахлебники. Ведь за сутки, если даже считать по десятке с носа (там было человек тридцать), значит, это чистых рублей триста.
— Сидим в коридоре и в передней комнате, ждём,— продолжает свой рассказ Владимир Иванович.— Вежливая хозяйка ‘попросила нас только снять обувь, чтобы не пачкать паркетный пол. Когда мы ждали, пришёл ^яуж хозяйки, т. е. хозяин квартиры, видимо на перерыв, так хозяйка его и на порог не пустила: «Уходи-уходи, не мешай, до 7 часов вечера не показывайся, обедай где-нибудь в столовой». И муж безропотно ушёл, из чего можно заключить, что за аренду квартиры они получают немало.
Одним словом, ждали, ждали, уже половина первого, и вдруг из глубинной комнаты слышен громкий голос нашего лекаря; он сказал хозяйке тоном избалованного кумира: «Симочка, мы с Таней кушать захотели!» И Симочка почтительно несёт туда на подносе кушанья и водку, и через открытую дверь мы видим как наш лекарь сидит в майке за столом, сияющий и потный, а напротив него — высокая красавица-блондинка, и как они пьют и закусывают. Умереть можно! Кто — нибудь рассказал бы — ни за что бы не поверил.
— Наконец, поели, выпили,— продолжает Владимир Иванович.— Таня остаётся в спальне, а лекарь выходит к нам в переднюю комнату — весёлый, подвыпивший, глаза — как маслины в жиру. Очередь — моя. Я рассказал кратко о своих
3* 35
жалобах. Он велел поднять рубашку и показать крестец, не раздел даже. «А что врачи говорят?» — поинтересовался ле карь. Я сказал. «Пустое! — безапелляционно заявил он, бегло I осмотрев мой крестец,— врачам только волю дай, они всех J порежут. Никакой опухоли у тебя нет. Смещение крестца вот что у тебя. Я сейчас поставлю его на своё место. Таня, иди-ка сюда! Посмотри — видишь как крестец смещен вправо?» «О, да! Ох ты же!» — таращит Таня подведенные глаза. «Ну, вот! А теперь смотри!» Что-то крутит руками вокруг моейі поясницы: «Вот-вот! Вот!!» — с усилием, как будто поднимает гирю. «Ох ты же!» —млеет от восхищения не остывшая от приятных ощущений Таня. «Полегчало?» — спрашивает. «Полегчало» ,— ответил я, кинул десятку и ушёл. А лекарь занял-1 ся следующим больным.
— Действительно полегчало? — спрашиваю Владимира Ивановича.
— Откуда!
— Почему же тогда сказал, что полегчало, да ещё десят-| ку дал?
— Да-a! Ещё подумают— десятку пожалел.
— Вам так дорого мнение этого проходимца?
— Не один же я там, целая очередь сидит! Да и знакомый, который направил к нему, хвалил, не удобно его подводить. Дал себя одурачить и ладно, не будем больше об этом…
Осталось мне рассказать о дальнейшей судьбе Владимира Ивановича. Он поступил на лечение в ЦИТО — Центральный Институт травматологии и ортопедии им. Приорова в Москве. Оперировали его и лечили замечательные хирурги — профессор Сергей Тимофеевич Зацепин со своими помощниками Виктором Николаевичем Бурдыгиным, Людмилой Павловной Кузьминой и Светланой Семеновной Родионовой. Из малого таза удалили костную опухоль весом 1 кг 800 г. Операция уникальная, ставшая возможной лишь в последние годы в связи с успехами хирургии и анестезиологии и то — в руках спе
циалистов высокой квалификации. Удаление такой массивной опухоли из глубины малого таза, без повреждения прилегающих органов и паутины сосудов и нервов, покрывающих ее, действительно требует виртуозной техники. Операция, длившаяся около четырех часов, и послеоперационный период завершились успешно, и Владимир Иванович вернулся здоровым к своей семье и работе.
Описывая этот случай, автор сомневался — поверят ли ему, что в наше время, в век научно-технической революции, возможно такое, чтобы невежественный знахарь так цинично и безнаказанно обманывал людей. Однако, как будто в поддержку написанного мною, в «Литературной газете» от 1 января 1982 г. появилась статья В. Аграновского «Визит к экстрасенсу» о еще более парадоксальном’ явлении — о том, что такой же знахарь-экстрасенс принимает больных не у себя дома или на частной квартире, а в… государственной поликлинике. Цитирую отрывок этой статьи:
«Номер поликлиники и город, где она находится, я скрою. Во-первых, чтобы не увеличивать и без того длинную очередь, растянувшуюся чуть ли не на полгода (и даже мой рассказ ее не укоротит, по себе знаю: больные — как дети, пока лично не обожгутся, в огонь не верят); во-вторых, из чувства благодарности к главному врачу, который движимый благими намерениями пригласил экстрасенса, но совершенно упустил из виду, что именно такими намерениями вымащивается дорога в ад. Не стану упоминать и фамилию целителя, кстати, сам он себя назвал «корректором биополя», что в сущности дела не меняет.
Ладно. Прихожу. Специально к обеденному перерыву. На первом этаже, возле лестницы, читаю поразительный документ, исполненный в виде плаката: «Товарищи! Если у вас имеются какие-либо сложности в семейной жизни, непонятные явления со здоровьем или болезни, трудно поддающиеся лечению, посетите наш кабинет социальной психологии!» Не-
смотря на рекомендацию, иду сначала, к главврачу, а уж затем, потеряв инкогнито, зато приобретя волшебную записку^ прямо в кабинет. Живая и очень нервная очередь, учитывая факт обеденного перерыва, стойко переживает моё вторжение, Вхожу и вижу: за столом сидит и ест бутерброд с колбасой лет под шестьдесят мужик (иначе, право, не скажешь) в гряз* ном халате, который,’тем не менее, ему не противоречит, как не противоречил бы рубщику мяса на рынке. Толстые и коч роткие сосисочные пальцы очень немытых рук. Черная окан* товка под ногтями. Седоватая, коротко стриженная под до-І военный бокс голова. Бычья шея. Сальные щёки, сальные губы, сальные глаза — точнее сказать, сальный взгляд оплывших глазок. Противно с самого начала и уже всё понятно, хотя он ещё рта не раскрыл…
Сажусь перед ним на стул. Подаю записку. Он делает последний смачный жуй, ставит под стол пустую бутылку из-под кефира и берет записку. Читает, шевеля губами (я знаю содержание): «Убед. прошу принять вне оч. журналиста Агроновского. Диагноз: бронхиальная астма». Вижу, что, прочитав, слегка приосанивается,— неужели я у него первый из нашей братии? Впрочем, похоже: по логике вещей второго ему не пережить,— затем собирает со* стола в ладонь хлебные крошки и интеллигентно не в рот, а выбрасывает в рукомойник, который находится здесь же, однако, рук после этого не моет, а привычно отбирает о иолы халата. Покончив с послеобеденным туалетом, какое-то время смотрит на меня и думает — с чего, вероятно, качать. Потом протягивает мне огрызок карандаша, листок серой оберточной бумаги из стопки, приготовленной заранее, и предлагает нарисовать расположение всех кроватей в моей квартире. «Подход» мне пока не ясен, но, решив пить чашу до дна, безропотно рисую: вот диван в моем кабинете, вот постель тещи* вот — дочери, а вот и наша с женой спальня. «Корректор» достает из кармана пулю с дырочкой, через которую продета леска, и начинает качать
ее над моей постелью. Немного докачав, безапелляционно говорит, что мне обеспечены рак, инсульт, инфаркт и импотенция.
Хорошенькое начало!
Об астме, между прочим, ни единого слова за долгие пятнадцать минут общения, но я понимаю: перед лицом таких могучих испытаний астма—не болезнь. Что же мне делать, как избежать погибели? Ответ прост: поменять кровати. Лечь,
например, на диван или туда, где спит теща, а ее переложить на мое место. Да, но в таком случае рак, инсульт, инфаркт и импотенция будут у тещи? Верно, будут, «корректор» не возражает, и поэтому, если я не желаю ей неприятностей,— а в его практике, по-видимому, бывали случаи, когда тещи в счет не шли,— нужно немедленно купить дюралюминий, ровно шестнадцать листов размером двадцать пять на пятьдесят, и застелить им пол на всю площадь кровати. Тут я не выдерживаю и с вызовом говорю: «Зачем?» —«А вся болезнь идеть от земли, надо от нее закрыться». — «Но я живу на тринадцатом этаже, высоко!» — «Э, милай, земля наскрозь достаеть».— «А если не достану дюралюминия, тогда что?» — «Можно листовое железо. А на крайний случай,—• говорит он с ударением на «а»,— выложь пол кирпичом». ^
Перед самым уходом он предложил мне заглянуть — как — никак, а представитель прессы! — в журнал приема. Там были две графы. В одной, в «первичном диагнозе», «корректор» собственноручно записывал, с чем к нему приходили люди: «болит голова», «болит позвоночник», «нерв в плече»,— «не работает желудок», «изменяет муж», «нет сил от свекрови» и т. д. А во второй графе, озаглавленной «результаты лечения», пациенты собственными руками писали ему благодарности— сухо, лаконично, одним и тем же набором слов, и все то же: «спасибо», «спасибо», «спасибо». Но более всего меня поразили адреса и телефоны «вылеченных»: не боятся
проверки! Впрочем, поликлиника — учреждение государст-
*
39
венное, здесь, без регистрации больных тоже нельзя, так что выхода у экстрасенса, можно сказать, не было. Однако за три полных месяца его деятельности ни один человек из числа официально на то уполномоченных ни разу не открывал журнал и не беседовал с пациентами. Если бы это произошло, вот какие пикантные подробности открылись бы миру.
Прежде всего «корректор», исследовав пулей кровати, на которых спали пациенты-мужчины, сулил им всем без исключения тот же джентльменский набор, что и мне. Я сильно подозреваю, что других болезней он просто не знал, а то «пу — жал» бы еще псориазом, лейкемией, панкреатитом и прочим добром, которого, к сожалению, много; хотя, с другой стороны, мог и учитывать то обстоятельство, что набор, названный мною джентльменским, по сути, является обывательским, то есть популярным и более доходчивым.
Женщины-пациентки отличались от пациентов-мужчин тем, что «корректор» их раздевал, независимо от того, с чем
они приходили — с головной болью или жалобой на золовку, от которой нет жизни (кроме, понятное дело, старух, которые поддавались диагностике и лечению даже в пальто)…
Я потрясен, читатель, феноменом всеобщей слепоты! Возьмите ту же очередь; сидя у дверей в его кабинет, нервничая п зорко следя за порядком, люди открыто судачили о методике «корректора биополя», в красках расписывая все то, что он выделывает с женщинами и что говорит мужчинам, и тем не менее очередь не только не уменьшалась, а росла, достигнув в итоге чудовищных размеров.
Идиоты мы все, что ли? Или до такой степени доведены нашими болезнями до отчаяния, что ищем спасения даже там, где его заведомо быть не может».
То обстоятельство, что В. Аграновский не назвал имени и места пребывания «экстрасенса», послужило поводом для сомнения многих читателей в достоверности изложенного. Они считали это художественным вымыслом, о чем и писали б редакцию. Но сам «герой» (им оказался Владимир Федорович Михайлов из Омской области, электромеханик на пенсии) не захотел остаться в безвестности и явился в редакцию с требованием обнародовать его имя и «полезность его дела». Корреспондент О. Мороз, опубликовавший свой диалог с Михайловым, привел интересную, деталь. Оказывается, о своем методе лечения болей В. Ф. Михайлов подал даже заявку на изобретение,. Составлена она с чьей-то помощью квалифицированно. Суть ее Заключается в том, что «при снятии болей, поглаживание производится сжатыми между собой вторым, третьим и четвертым пальцами ладонной стороны руки. При этом в момент прохождения болевой зоны все пальцы сжимаются в кулак с последующим отведением кулака от поверхности тела и разжиманием». Одним словом, хватается воображаемая боль и отбрасывается в сторону. Просто и эффектно!
Абсурдные и таинственные приёмы «диагностики» и «лечения», к которым прибегает В. Ф. Михайлов, представляют собой отзвуки имеющих довольно большое хождение в некоторых западных странах парамедицинских течений. Такими
являются, например, течение жезлоносителей, исследователей звездного «маятника», радиоэстезистов и другие. Одни из них основаны на наличии ауры—таинственного излучения, якобы окружающего каждого человека в форме яйца или шара, на существовании так называемых зон, т. е. участков земной поверхности, на которых, согласно утверждения радиоэстезистов, жизнь человека, животного или растения подвергается вредным воздействиях.!. «Лучи земли» были объявлены причиной рожи, ревматизма, врожденных аномалий, бесплодия и многих других заболеваний. Были «изобретены» и запатен-| тованы различные аппараты, оберегающие человека от этих невидимых лучей. Один из таких аппаратов, называемый! «центральным аппаратом фон Поола» и состоящий из нескольких полосок жести, стоит от 130 до 300 марок. Другой anna-1 рат «Филакс», изготовляемый в ФРГ и по настоящее время, согласно проспекту, защищает от «лучей земли» в радиусе! 120 метров и стоит 120 марок. Вот перечень болезней, при ко-1 торых, согласно проспекту, следует применять один из подоб-1 ных запатентованных приборов под названием МАФУ: «Мышечный ревматизм, заболевание суставов, невралгии, миг-1 рень, головные боли, подагра, ишиас, астма, истощение, сла-1 бость, различного рода воспаления, головокружения, бессони-1 ца, отсутствие аппетита, желудочно-кишечные расстройства! и спазмы, нарушения кровоснабжения, геморрой, экзема, I отёки». I
Ещё более удивительно то, что эффективность этих аппа-| ратов «доказана» многочисленными благодарственными пись-1 мами! «Приборы эти,— по свидетельству О. Прокопа (1971),— I широко используются врачами, знахарями и радиоэстезиста-1 ми. Из 120 марок (стоимость аппарата) 50 марок фирма пере-1 водит рекламировавшему прибор врачу или знахарю. Высо-1 кая цена мотивируется большими издержками на исследова-1 тельскую работу по усовершенствованию прибора. Эта работа! ведётся годами, хотя устройство прибора совершенно не меня-Я ется: несколько метров проволоки, смотанной в катушку, со — противление и конденсатор».
По сравнению с этими аппаратами знаменитое средство от мышей Муллы Насреддина выглядит не таким уж анекдотичным.
Разновидностью знахарства биоэнергетического толка являются претензии на умение концентрировать энергию и с её помощью добиваться невероятных эффектов. М. Молоканов опубликовал в «Студенченском меридиане» (1980, № 8) статью о жительнице Ленинграда Н. С. Кулагиной, которая обладает способностью передвигать предметы напряжением мысли или взгляда, вызывать ожог прикосновениями рук, читать затылком, угадывать предметы в карманах и ’г. д. Взгляд её обладает такой же реальной силой, как, скажем, луч лазера: якобы взглядом она уравновешивает весы, на одной из чаш которых стоит гиря в 30 граммов, взглядом рисует различные фигуры на упакованной фотобумаге, взглядом может остановить сердце лягушки, и на вскрытии оказывается, что сердечная мышца разорвана, «словно подверглась бомбардировке микрошаровыми молниями». Автор статьи ссылается на доктора технических наук сотрудника лаборатории биоэлектроники какого-то ленинградского вуза (какрго не указывается) Г. А. Сергеева, который якобы в течение Четырёх лет изучал феномен Кулагиной. Он объясняет его «генерализацией энергии монополей и созданием электромагнитного вихря, поле которого и направляется на предмет». Сергеев вроде даже запатентовал высокочувствительные приборы, фиксирующие эти силовые ПОЛЯ.
На поверку все это оказалось чистейшей воды авантюрой со всеми её атрибутами — подлогами, обманом и наукообразной интерпретацией.
Много лет назад американский иллюзионист Д. Рэнди разоблачил в трюкачестве швейцарца Ури Геллера, претендовавшего на умение гнуть ложки, вилки и другие металлические предметы усилием воли.
К этой же категории проделок мошенников относится нашумевшая за последние годы филиппинская хирургия или психохирургия. Суть ее заключается в том, что группа людей, называемых хилерами (их на Филиппинах около двадцати), якобы оперируют людей без ножа, без соблюдения асептики и антисептики и без обезболивания. Вот что пишет один из очевидцев операции А. Петров в «Советской России» (20 мая, 1983 г.): «…В ожидании операции пациент в линялых джинсах лежит на грубо сколоченном деревянном топчане, покрытом видавшей виды простыней. В изголовье — дешёвое цветастое полотенце. На лице — спокойствие, широко раскрытые темные глаза смотрят в низкий, в трещинах потолок.
В этой небольшой лечебнице в одном из предместий Манилы опрокидываются привычные представления о хирургической операции. Здесь нет ни специальной аппаратуры, ни особого освещения, ни даже хирургических инструментов. Совсем не подходит под стереотип врача-хирурга… и стоящий у топчана худощавый, подвижный человек в традиционном филиппинском «баронге» — белой навыпуск рубашке с вышитым орнаментом на груди. Его руки, не стесненные хирургическими перчатками, простёрлись ладонями вниз над брюшной полостью пациента и на какие-то мгновения замерли, не касаясь кожи. Затем, сделав несколько плавных, кругообразных движений, как бы разглаживая на животе больного невидимую ткань, врач «раздвигает» брюшную полость пациента и погружает пальцы в образовавшееся отверстие с ровными краями. Я стою в двух метрах от «операционного стола» и не знаю верить ли мне собственным глазам. Оперируемый остаётся в полном сознании и не проявляет каких-либо признаков боли или страха. Вся процедура длилась не более пяти минут. Два-три раза пальцы хирурга извлекали небольшие сгустки или кусочки ткани и бросали их в эмалированный судок. Затем они сдвинули края вскрытой полости и снова разгладили поверхность живота, на которой кроме небольших пятен крови с пальцев хирурга, не осталось видимых следов вскрытия…»
В печати публикуются подробные рассказы и других очевидцев, в их числе и доктора психологических наук Н. Мартыновой, которая принимает увиденное настолько всерьёз, что даже даёт ему «материалистическое» объяснение. Ш. Азадов приводит интерпретацию «феномена» одним из самих хилеров Алексом Орбито: «…Филиппины, расположенные на семи тысячах островов, близ экватора, являются центром сильной магнитной аномалии, здесь самое высокое притяжение космической энергии.
…На островах самые большие в Азии запасы золота и других полезных ископаемых, которые отражают эти лучи… И вот люди, родившиеся и выросшие в этих местах с повышенной -солнечной энергией обладают умением создавать в сабе на какое-то время сгусток энергии и при помощи ее проникать в тело человека, обходя небольшие кровеносные системы» (?!).
Не вдаваясь в подробный анализ филиппинского «феномена» и его интерпретаций, отмечу лишь, что всех очевидцев, смакующих подробности и захлебывающихся от восхищения, просто-напросто надули: им показали обыкновенный цирковой трюк, иллюзион,. фокус. Операция без ножа также «очевидна», как, скажем, распиливание женщины на три части с последующим склеиванием. Народный артист СССР иллюзионист А. Акопян считает, что показать филиппинский фокус совсем не трудно. Канадский иллюзионист Джеймс Рэнди тоже, считает, что психохирурги пользуются настолько элементарными трюками, что «они под силу даже ребенку».
Кстати, при исследовании «опухоли», удаленной у одного из пациентов, она оказалась куриными потрохами.
Академики Ю. Лопухин и М. Волькенштейн, профессора Г. Иваницкий, П. Буль и Р. Дуринян, выступившие в печати, единодушны в своем мнении о том, что «филиппинский феномен» — это элементарное шарлатанство. Р. Дуринян, лично побывавший на Филиппинах и присутствовавший на трех «операциях», сообщил интересные данные: заболев, хилеры никогда не лечатся друг у друга, а обращаются в обычную больницу: самый знаменитый из хилеров Антонио Агпауа недавно скончался в тридцатилетием возрасте.
По данным В. Кирьяка («ЛГ», 4 апреля 1984 г), советский этнограф В. Г. Богораз ещё в 1931 году видел на Чукотке фокус, исполненный местной шаманкой Упунге в стиде филиппинских хилеров. Она продемонстрировала операцию на своем двенадцатилетнем сыне: проводя лезвием ножа по животу
и одновременно незаметно выпуская растворенную во рту замерзшую кровь тюленя, создавала эффект раны с хлынувшей кровью. Затем шаманка вылизала «рану» и на животе мальчика не осталось никаких следов, кроме пятен крови и грязи.
Казалось бы всё ясно. Однако всё новые и новые очевидцы продолжают с завидной настойчивостью писать о новоявленном феномене, выдвигать гипотезы, давать замысловатые
интерпретации. И идет шумиха в мировом масштабе; хилерам посвящено много фильмов и целые тома исследований. А ажиотаж ещё в разгаре.
Возмутительней всего то, что дипломированные хирурги Филиппин не только смирились с наличием так называемых психохирургов, но и выступают в унизительной роли их дублёров. По свидетельству А. Петрова, в «клинике» Антонио Аг — пауа, когда он из-за периодического ослабления своей «силы» не мог делать операцию без ножа, его подменяли державшиеся всегда наготове «обычные врачи-хирурги высокой квалификации, которые проводили сложные операции, пользуясь скальпелем, наркозом и достижениями современной ортодоксальной медицины». Вот так-то: тех, кому повезло, оперировал
преподобный психохирург священник Антонио Агпауа, а тех, кому не повезло и на кого не хватало его таинственной силы, оперируют обычные хирурги высокой квалификации!
Ещё одна наукоподобная дребедень с оккультными приемами — это «звездный» маятник. Феномен маятника известен с древних времён и заключается в том, что кольцо или грузик, висящий на нитке, которую держат указательным и большим пальцами, совершает колебательные движения. По характеру этого движения, якобы зависящего от животного магнетизма или действия «флюидов», и угадывается разное — по фотографии узнают о судьбе, здоровье, болезни или смерти человека, местонахождении погибшего, пол ребёнка в утробе матери, диагноз, лечение и исход болезни и другие невероятные вещи. Созданы специальные схемы и математические формулы, с помощью которых расшифровываются показатели «звёздных» маятников. Поклонники «звездного» маятника возлагают на него столько надежд, что один из них, некий Дитрих-Диц заявил, что недалеко то время, когда будут созданы кафедры научного исследования маятника.
Кажущееся на первый взгляд подтверждение диагнозов, выставленных с помощью «звездного» маятника, легко опровергается, если подвергнуть их строгой научной проверке. Так, В. Райман приводит следующее сообщение. «Профессор Кюпперс по договоренности с исследователями маятника распорядился, чтобы врачи отобрали 17 больных психиатрической и дерматологической клиники; затем по бумажке с подписью больного ставились маятниковые диагнозы. Одновременно 4рачи поставили каждому больному письменный диагноз, который хранился в запечатанном конверте. При этом ни профессор Кюпперс, ни исследователи маятника не могли знать врачебных диагнозов. Под конец вскрывали конверт и сравнивали врачебный диагноз с маятниковым. По желанию исследователя маятника последние 12 случаев он диагностировал в одиночестве и сам записывал диагнозы.
Результаты были довольно интересными. Семнадцати больным было поставлено 34 врачебных диагноза, т. е. в среднем по 2 на каждого больного, в то время как маятник поставил тем же самым больным 784 диагноза, т. е. по 46 на каждого больного. Кюпперс пришел к уничтожающему выводу: число правильных диагнозов приблизительно соответствует тому^ которое получается, если выбрать диагнозы методом лотереи, т. е. случайно. Так как из нескольких сотен диагнозов, содержащихся в книге, которую использовал исследователь маятника, на каждого больного приходится более сорока, то ясно, что среди них всегда будет 5—10% правильных».
Можно без особого труда убедиться в лживости всех этих разновидностей знахарства, апеллирующих к таинственным токам и магнетизму живого организма. Характерной особенностью всех их является стремление примкнуть к достижениям науки и техники.
По свидетельству академика А. В. Снежневского, Президиум АМН СССР, как и многие другие учреждения, получает от лиц, не имеющих никакого отношения к медицине, множество сочинений и заявок на свои открытия методов диагностики и лечения. различных заболеваний, «В них можно найти,— пишет А. В. Снежневский,— изложение способа излечения болезней путем наложения рук с передачей больным жизненной теплоты; обосновывается возникновение рака от статического электричества, содержащегося в пищевых продуктах и приводящего к нарушению электрического равновесия организма; доказывается происхождение гипертонии от чрезмерного употребления пищевой соли и рекомендуется бессолевая диета и обильное употребление воды; предлагается аппарат для лечения всех болезней, заключающий в себе приспособление для автоматического приготовления массы из лука и ингаляции его летучими фракциями; приводятся обстоятельные доказательства происхождения всех болезней от возникающего в результате жизненных коллизий общего торможения коры головного мозга по И. П. Павлову и т. д.»
В журнале «Изобретатель и рационализатор» (№ 4, 1971) была опубликована статья о супругах Качугиных, которые якобы открыли, что рак возникает в результате действия радиоактивности земли в форме медленных нейтронов, и предложили изобретенный ими аппарат, предохраняющий от них.
Все эти претензии в какой-то степени обусловлены расцветом на западе в последние годы оккультных течений и мистицизма. В 1961 году в Риме основан профессиональный союз ясновидцев. Широкое хождение среди верующих имеет там «колдовская библия». В Париже издается более десяти астрологических журналов. На их издание, а также на развитие деятельности гадальщиков, факиров, магов, и ясновидцев ежегодно расходуется около 34 млн. франков. В ФРГ «работает» более 10 тысяч заклинателей, в Ангии около 10 тысяч лекарей врачуют с помощью прикосновения рук. В проходившем недавно в Базеле (Швейцария) Первом международном съезде парапсихологов основным предметом обсуждения был телекинез или психокинез, т. е. мысленное воздействие человека на предметы. В США издается около двадцати астрологических журналов тиражом в 500 тысяч экземпляров. Там же в 1979 году издана «Энциклопедия неофициальной медицины». Все эти службы неознахарского толка рассчитаны не только на суеверие людей, но и веру их в современную науку — мистицизм подделывается под нее. Теологи и мистики говорят о безграничности и неосвоенности мистических далей человеческого духа; они утверждают, что всевозможные эк — стазы, видения, духовные фантомы и прочие мистические понятия вполне могут быть представлены на языке физических и биологических наук. Распространена мысль о том, что физики открывают в большинстве случаев то, что мистики открыли задолго до них. Такие мысли навеваются рядом известных писателей, поэтов и… самих физиков. Название книги американского литератора и физика М. Талбота «Мистицизм и новая физика» само говорит за себя.
Так что современное знахарство не такое безобидное явление, как кажется на первый взгляд — не только в практическом, но и в идеологическом плане. Между тем о несовместимости мистицизма с наукой писал еще М. В. Ломоносов около 250 лет тому назад: «Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет божескую волю вымерять циркулем. Таков же и богословия учитель, если ‘он думает, что по псалтыре научиться можно астрономии или химии».
Особенностью знахаря нового типа является то, что он хорошо познал секреты кухни общественного мнения И ВОЗМОЖНОСТИ средств массовой информации в саморекламе. Он хорошо усвоил, что главное — попасть в печать, радио или телевидение, если нельзя в положительной роли, то хотя бы в сомнительной и даже отрицательной, заинтересовать публику, обратить на себя внимание. Нередко ему удается стать в позу великомученика, который рад бы поставить на алтарь здоровья ближнего свои сверхъестественные способности, но вот ему не дают, мешают. Рано или поздно выясняется кто есть кто. Но пока это случится, неознахарям удается собрать богатый урожай с обманутых ими людей.
На протяжении 30 лет, в течение которых автор этой книги имеет’ отношение к медицине, громким эхом прокатились имена множества кудесников, обладающих редким даром лечить чуть ли не все болезни, в том числе и рак. Куда делись все эти универсальные целители и их секреты лечения? Почему они не стали достоянием страждущего человечества? Потому что все эти волшебники, кудесники и прочие таинственные исцелители вместе с их секретами были чистейшей ВОДЫ авантюристами, наживающими себе славу и материальные блага на легковерии людей. Как и следовало ожидать, они не выдержали проверки временем и лопнули, как мыльные пузыри..