Лики современного знахарства

ПРЕДИСЛОВИЕ

О знахарстве и вреде, которое оно приносит здоровью лю­дей, написано немало, но далекими от медицины людьми. Со­здается впечатление, что врачебная общественность/йгнориру — ет знахарство, считая что проблема борьбы с этим далеко не безобидным явлением в наше время потеряла свою актуаль­ность. Повседневная практика доказывает ошибочность тако­го взгляда, знахарство не только не исчезает, но и приобрета­ет новые формы. Оно расцветает там, где ослабляется внима­ние к борьбе с ним со стороны врачей и общественности, плохо ведется санитарно-просветительная работу среди населения.

В прошлом в Дагестане знахарство имело большое распро­странение. В газете «Советский Дагестан» от 11 февраля 1923 года врач С. Казаров писал: «Горское население еще находит­ся в цепких руках всевозможных знахарей и колдунов, оно продолжает оставаться во власти предрассудков и суеверий мрачного средневековья».

За годы Советской власти коренным образом изменился уровень культуры и образования горцев. Значительно умень — і шилась сфера влияния знахарей. Тем не менее, проблема зна­харства еще остается острой. Директор института судебной ме­дицины ГДР профессор О. Прокоп пишет: «Современная куль­тура оказывается лишь относительно тонким налётом, под

которым магия и тайные науки прошедших столетий лишь ждут случая, чтобы вырваться на поверхность».

Кроме допотопного знахаря с рутинными приёмами «лече­ния» больных заговорами, смесями и традиционными ритуала­ми, в последнее время появился новый тип исцелителя, интри­гующий людей наукоподобными терминами, «открытиями» и «феноменами». Со знахарством в наше время происходит примерно то же самое, что и с болезнетворными микробами: по мере того, как медицина и фармакология изобретают но­вые препараты, губительно действующие на них, они, в свою очередь, приобретают новые защитные приспособления, позво­ляющие им выжить. Сходство современных знахарей с этими микробами увеличивается еще тем, что последние умудряются превратить направленные против них препараты в фактор пи­тания и составную часть своего организма. Точно так же со­временный знахарь берет на вооружение достижения меди­цинской науки, но не для лечения больных, а для пускания пыли в глаза общественности моднымй терминами и туманны­ми понятиями. Время от времени то здесь, то там объявляются волшебники, ясновидцы, обладатели секретов народной меди­цины, медиумы и прочие божьи избранники, приписывающие себе сверхъестественные способности и берущиеся лечить всех подряд. Буря в стакане воды, поднятая ими, в наш век массо­вой информации приобретает большой резонанс и брызги его попадают в печать, радио и телевидение. Пользуясь инертно­стью врачей, знахари иногда вводят общественность в заблуж­дение, становятся в позу великомучеников, которые могли бы помочь больным там, где беспомощны врачи, но им мешают, не дают развернуться в полную силу.

Рано или поздно авантюра раскрывается, но каждый раз такой ажиотаж наносит ущерб сотням и тысячам больных, которые, надеясь на знахарей, упускают сроки диагностики и лечения заболеваний.

Благодатной почвой для знахарства являются недостатки в медицинском обслуживании населения. Чаще всего больной идет к знахарю тогда, когда он или не получает у медицинских работников помощи и внимания, на которые рассчитывает, или когда больному, страдающему неизлечимым заболеванием, грозит роковой исход. В последнем случае больные хватаются, как утопающий за соломинку, за все, что таит в себе призрак надежды. Иногда, к сожалению, и у самих медицинских работ­ников проявляются элементы знахарства. Это происходит обычно в тех случаях, когда врач попадает под влияние лже­научных концепций, либо не имеет достаточных знаний для квалифицированного выполнения своих профессиональных функций.

В нашей страде, где девизом партийной и государственной ■ политики служит «Всё для блага человека, всё во имя челове­ка», охрана здоровья трудящихся является одной из важных общегосударственных задач. За последние годы улучшению медицинского обслуживания населения посвящен ряд прави­тельственных постановлений.

В выполнении этих задач основное значение имеет улучше­ние материально-технической базы учреждений здравоохране­ния, повышение профессионального, морального и идейно-по­литического уровня медицинских работников. Весомым вкла­дом в охрану здоровья советских людей является и борьба со знахарством. Надо откровенно признаться, что мы, врачи, де — лаем в этом плане далеко не всё, что должны и можем. «Ignorantia — non est arqumentum» (пренебрежение — не аргу­мент) — гласит латинская поговорка. Прав юрист М. Хазин, когда пишет: «…Широкая медицинская общественность на местах довольно — терпимо относится к наличию активно конку­рирующих шарлатанов и чудодеев. Вот уж кто берет грех на душу, оставляя пустыми первые рубежи борьбы со знахар­ством! А ведь живое, доброе слово врача не только призвано исцелять наши телесные недуги, оно в лучших традициях при­звано просвящать умы!» («Известия», 14 ноября 1983 г.).

В этой книге автор пытается представить читателю разные облики знахарства, раскрыть их суть и выразить отношение научной медицины к этому явлению. Автор делится своими соображениями по вопросу успешной борьбы со знахарством, а также искоренению элементов знахарства у медицинских работников.