История становления геронтологии

Во все времена и у всех народов продление жизни было главной проблемой. Осознавая бесконечность и вечность Вселенной, обладая инстинктом самосохранения и выживания, человек всегда пытался разрешить противоречие жизни и смерти.

Геронтология (греч. geron, geront(os) – старец + logos – учение) – наука, изучающая закономерности старения живых существ, в том числе и человека, и старческий возраст. Основоположником, ее считается И. И. Мечников, впервые предложивший этот термин в 1903 г. В своей работе «Этюды оптимизма» он отмечал, что изучение старости имеет не только огромный теоретический интерес, но и реальное практическое значение. Он писал: «Недостаточно заниматься одним только выдумыванием способов лечения; нужно взяться за изучение общего вопроса о судьбе человеческой: почему человек неуклонно стареет и, в конце концов, умирает, когда в нем еще так велико желание жить».

На сегодняшний день геронтология – междисциплинарная наука, состоящая из биологии старения, клинической геронтологии (гериатрии), геронтопсихологии и социальной геронтологии (герогигиены). Биология старения занимается выяснением механизмов старения организмов и популяций и факторов, определяющих продолжительность жизни.

Клиническая геронтология (гериатрия) изучает физиологию и патофизиологию старого человека, течение различных патологических процессов и заболеваний и их лечение и профилактику. Особенностями психики и поведения людей пожилого и преклонного возраста занимается геронтопсихология. Социальная гигиена (герогигиена) – выясняет влияние условий жизни и окружающей среды на старение и продолжительность жизни человека.

Истоки геронтологии уходят в глубокую древность. Мы находим ее зачатки в трудах основателей медицины Гиппократа и Ибн-Сины (Авиценны), философов Цицерона, Сенеки и Аристотеля (см. «Катон старший о старости» Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н. э.) и «Медицинский канон» или «Поэма о медицине» Абу Али Ибн-Сины (980-1037 гг.), трактат «О долгой и короткой жизни» Аристотеля). Во многих философских и религиозных доктринах рассматривались вопросы долголетия (даосизм, герокомия). Даосизм представлял собой религиозно-философскую систему, одной из главных целей которой являлось продление жизни ее адептов. Это учение начало формироваться в IV–III вв. до н. э. в Китае на основе синтеза наблюдений над Природными явлениями и их разнообразных интерпретаций. Герокомия (или герокомика) зародилась в Древней Греции примерно в то же время, что и даосизм в Китае; это направление, связанное с возможностью достижения здоровой старости с помощью умеренности во всем. Согласно этому учению, смерть неизбежна (составной его частью является так называемая апология смерти) и бесконечно продлить жизнь нельзя, но можно помочь каждому прожить жизнь без тяжелых болезней. Как мы знаем, алхимики тоже трудились над этим вопросом, правда, веря, что есть эликсир бессмертия. В XV-XVI вв. в Европе началась эпоха технико-экономического прогресса, который сопровождался бурным развитием всех наук, в том числе анатомии и физиологии, играющих огромную роль для изучения феномена старения.

В ряду ученых, занимающихся вопросом возможности увеличения продолжительности жизни стоят французский философ и ученый Р. Декарт (1596-1650) и американский ученый и политик Б. Франклин (1706-1790). Ф. Бэкон (1561-1626), названный известным современным английским геронтологом А. Комфортом «первым последовательным английским геронтологом», описал методологию поиска путей продления жизни с помощью научных экспериментов, которая предусматривала 3 пути: замедление процесса старения, поддержание нормальной жизнедеятельности и восстановление утраченных функций.

Можно сказать, что геронтология – ровесница человеческой культуры, она самая древняя из молодых и самая молодая из древних наук. Именно как наука геронтология начинает развиваться в XVIII в. Французский ученый-социолог Жан-Антуан Кондорсе-(1743-1794) писал, что «должно наступить время, когда смерть будет только следствием либо необыкновенных случайностей, либо все более и более медленного разрушения жизненных сил».

В создание геронтологии внесли вклад выдающиеся российские ученые С. П.Боткин (1832-1889) и И. П.Павлов. (1849-1936). Так, ученый и клиницист С. П. Боткин предложил выделять старость физиологическую и патологическую, когда человек не доживает до видового предела. Он утверждал, что патологические старость и смертность в России – результат неправильных условий жизни, что в России не принимается «соответствующих предупредительных мер, указанных наукой, и польза которых доказана опытом многочисленных городов и стран».

О роли условий существования писал И. М. Сеченов, учитель И. П. Павлова в работе «Элементы мысли». В трудах Павлова, посвященных исследованию возрастных изменений и адаптационных возможностей организма, также центральное место занимают исследования связи условий существования и проблем старения. Эстафету исследований продолжили

A. А. Богомолец, А. В. Нагорный, А. Н. и С. А. Северцевы, И. Р. Тарханов, И. И. Шмальгаузен. Их труды привели к возникновению новой отрасли науки – социальной геронтологии. Но это произошло уже в следующем столетии.

В XX в. развитие геронтологии привело к возникновению новых направлений: геронтология человека, геронтология животных, геронтология растений, обособились молекулярная, биологическая, экологическая и эволюционная геронтологии. Позже произошла дифференциация исследований процессов старения на теоретические и прикладные, да и самой науки на теоретическую и прикладную. Возникли новые научные школы геронтологии – Д. Ф. Чеботарева, 3. Г Френкеля,

B. В. Фролькиса. В связи с резким ростом числа людей пожилого возраста в развитых странах, а вместе с тем и проблем их социального обеспечения общество обратило внимание на положение престарелых граждан, их нужды и социальную защищенность. Широко известна фраза, что степень цивилизованности общества в первую очередь определяется отношением к старикам и детям. Именно эти категории населения, являясь наиболее уязвимыми, нуждаются в разнообразной помощи и поддержке. Ученые многих стран утверждают, что здоровье населения только на 10-12% зависит от здравоохранения и на 65-70% – от образа жизни, питания, условий внешней среды. Но если в западных странах сторонниками самостоятельности социальной геронтологии были социологи и психологи, то в России – гигиенисты.

Проблема пожилых людей актуальна во всем мире, а в России особенно. Без преувеличения можно сказать, что положение большинства пожилых людей в нашей стране просто плачевно, особенно в вопросах использования дорогостоящих технологий и результатов последних исследований. Геронтология как наука о старении сегодня предлагает человеку множество разнообразных методов и путей продления активной фазы жизни, минимизации неизбежных последствий старения организма. Но эти возможности доступны далеко не всем.

В России до последних десятилетий уровень развития и социологии, и психологии был таков, что немногочисленным ученым-энтузиастам этих отраслей едва хватало сил и средств, чтобы сопротивляться полному вымиранию той и другой науки. Однако в это время были опубликованы такие серьезные научные труды, как «Проблемы социальной и психологической геронтологии» М. Д. Александровой; «Человек как предмет познания» Б. Г. Ананьева; «Социальные проблемы людей пожилого возраста» А. В. Дмитриева; «Старение: очерки развития проблемы» Ю. К. Дупленко; «Философские аспекты геронтологии» Т. В. Карсаевской и А. Т. Шаталова; «Человек на пенсии» В. Д. Шапиро; труды Д. Ф. Чеботарева, А. А. Дыскина,

H. Н. Сачук, М. Э. Елютиной, Е. В. Якимовой. Социальная геронтология в настоящее время трудится под девизом: «Не только добавить годы к жизни, но и жизнь к годам».