Гомеопатия, одесские крупинки или globuli по-одесски



«Данный материал нам любезно предоставил доктор медицины и философии
Александр Коток (Иерусалим, Израиль), широко известный в Европе и мире
историк медицины и гомеопатии, участник многочисленных профессиональных
форумов, обладатель профильных грантов, а также опытный врач-гомеопат».
Гомеопатия, одесские крупинки или globuli по-одесски
Александр Коток
Гомеопатия в начале третьего тысячелетия
Summary

The phenomenon of homeopathy as a method, which had almost absolutely disappeared once from clinical practice but recently emerged again and is flourishing nowadays, has attracted rapt attention of both scientists of various fields and practitioners. Homeopathy is a system of medicine based upon the law of similars, single drugs, provings and small doses. It was developed completely by the German physician and scientist Samuel Hahnemann (1755-1843). After Hahnemann’s “Organon” was issued in 1810, homeopathy spread rapidly throughout all European countries, assisted mainly by aristocrats and royalty. It had been on the rise throughout 1840-1890s, after which it declined quickly for both external and internal reasons, and appeared, along with other alternative treatments, in the late 1970s. Although there have been the lack of scientifically recognized efficiency of homeopathy, the movement now is growing fast.

Феномен гомеопатии, как метода, после сравнительно короткого расцвета начавшего приходить в упадок в конце 19-го в. и скоро практически полностью исчезнувшего из клинической практики, но недавно появившегося вновь и приобретающего сторонников во всём мире, продолжает привлекать пристальное внимание специалистов в разных областях знания. Гомеопатия была разработана немецким учёным и врачом Самуэлем Ганеманом (1755-1843). После публикации «Органона» в 1810 г., гомеопатия начала быстро распространяться во всём мире, опираясь на поддержку дворянства и аристократии. В силу внутренних и внешних причин, гомеопатия пришла в полный упадок, и появилась вновь, вместе с другими методами альтернативной медицины, лишь в конце 1970-х гг. Несмотря на отсутствие строгих научных доказательств её эффективности, популярность гомеопатии продолжает стремительно расти как среди пациентов, так и медиков.

* * *

Последняя четверть прошедшего столетия ознаменовалась быстрым ростом популярности различных направлений т.н. альтернативной или комплементарной медицины. Этот рост продолжается и поныне. Среди этих направлений особое и, можно сказать, исключительное место занимает гомеопатия – метод лечения, золотой период которого, казалось, ушёл безвозвратно вместе с 19-м веком. История медицины знает немало медицинских систем, которые, пережив в течение определённого времени пик своей популярности, навсегда затем сходили со сцены. Пример гомеопатии здесь может рассматриваться как в своём роде уникальный, поскольку гомеопатия восстала к новому расцвету без каких-либо изменений в своей теории и практике, которые, казалось, были бы вполне естественны и даже неминуемы в свете прогресса современной науки, медицинской в особенности. Фактически, гомеопатия остаётся той же самой, какой была предложена её основателем, немецким врачом и учёным Самуэлем Ганеманом (1755-1843). 1

Такого рода феномен не может не вызывать изумления с одной стороны, и вполне законного интереса с другой. Причём, нужно подчеркнуть, речь идет не о том или ином медицинском учении Востока, имеющем тысячелетнюю традицию и базирующемся на чуждых европейскому духу понятиях и представлениях, а о сравнительно молодом методе, изобретённом и детально разработанным европейским врачом и завоевавшим за прошедшие с того времени 200 лет тысячи последователей, врачей и неврачей, во всех странах мира. Показателен и всё более растущий интерес к истории в академических кругах. Так, Европейская ассоциация по публикациям в области медицины и здравоохранения за последние несколько лет выпустила три сборника академических трудов, посвящённых практически исключительно гомеопатии. 2

К сожалению, личность великого основателя гомеопатии всё ещё недостаточно полно освещается в литературе по истории медицины. В лучшем случае, во многих руководствах Ганеману уделяется лишь несколько строк, упоминающих о нём как о создателе гомеопатии, в то время как его истинные заслуги перед медициной идут куда дальше создания нового учения и нового терапевтического метода. Так, Ганеман был первым среди европейских медицинских величин, кто поднял голос против героической терапии в целом и кровопусканий в частности. Ганеман был первым, кто ясно и недвусмысленно осудил полифармацию и потребовал испытаний и использования только одного лекарственного средства. Вряд ли будет большим преувеличением считать именно Ганемана основоположником современной клинической фармакологии. Ганеман значительно раньше французского психиатра Филиппа Пинеля (1745-1826), считающегося создателем современной научной психиатрии, призвал к мягкому и гуманному отношению к психически больным, и сам применял его с большим успехом. Ганеман ввёл в медицинскую практику много новых препаратов, в первую очередь на основе минералов. 3

Годом появления у Ганемана самой идеи возможности лечения «подобного подобным» считается 1790-й, когда он, переводя «Материю медику» известного шотландского врача и исследователя Вильяма Куллена (1712-1790), заинтересовался объяснением механизма действия хины. Не будучи удовлетворён объяснением Куллена, Ганеман испытал хину на себе, и в примечаниях к переводимой работе предложил своё собственное объяснение: хина потому излечивает перемежающуюся лихорадку, что она имеет способность вызывать другую, искусственную, но более или менее сходную лихорадку, и вероятно, в том-то и заключается специфичность всех лекарственных веществ, что они в состоянии производить у здоровых болезненные состояния, подобные тем, какие они излечивают у больных, т. е., на основании того соотношения между болезнью и лекарством, которое он позднее назвал «гомеопатическим» (от греч «омойон» — подобный и «патос» — страдание). Плодом следующих шести лет опытов и изучения медицинской литературы стало появление в «Журнале Гуфеланда» в 1796 г. ганемановской статьи «Опыт нового принципа для отыскания целительных сил лекарственных веществ», в которой он впервые чётко и однозначно формулирует главный принцип своего учения: «Каждое влиятельное лекарственное средство возбуждает в человеческом теле известный вид собственной болезни, которая тем своеобразнее, определённее и сильнее, чем сильнее лекарство. Нужно подражать природе, которая иногда излечивает хроническую болезнь посредством присоединяющейся к ней другой, и нужно применять к подлежащей излечению (преимущественно хронической) болезни то лекарственное вещество, которое в состояние возбудить другую, наивозможно сходную, искусственную болезнь, и первая будет излечена — similia similibus». 4 Следующий по важности шаг был сделан Ганеманом в 1810 г., когда он выпустил свой основополагающий для гомеопатической теории труд «Органон рационального врачебного искусства», позднее им неоднократно перерабатывавшийся и выпускавшийся заново. 5 С выходом в свет «Органона» началось быстрое распространение гомеопатии в мире. В первую фазу (1810-1830) т.н. гомеопатической диаспоры гомеопатия нашла своих приверженцев в Бельгии, Голландии, Австрии, Российской империи, США, Британии, Италии и Франции. Во второй фазе (1830-1850) гомеопатия пустила корни в Испании, Португалии, Греции, Южной Америке, Индии, в скандинавских странах и на Дальнем Востоке.

Продолжая разрабатывать и совершенствовать свой метод лечения, Ганеман создал и фармакологическую базу для него в виде своей собственной «Чистой Материи медики», вышедшей шестью томами с 1811 по 1821 гг. 6 Для лекарствоведения своей новой системы Ганеман взял как лекарства, использовавшиеся в современной ему медицинской практике (ртуть, алое, висмут, опиум, хина, мышьяк и др.), и старые алхимические препараты (медь, свинец, золото, серебро, железо, цинк и др.), так и известные с древности, но давно вышедшие из употребления препараты (геллеборус, ледум, симфитум, конваллярия и пр.) и совершенно новые лекарства (апис, сепия, креозот, арника, калькарея карбоника и др.).
Заявив, что организм больного человека не является подходящим для проверки чистого действия лекарственных веществ, Ганеман ввёл в медицинскую практику испытания лекарств на здоровых добровольцах (т.н. прувинг), первые результаты которых с 27-ю лекарствами были опубликованы им в 1805 г. Встречаясь с обострениями на фоне гомеопатического лечения, Ганеман постепенно уменьшал дозы лекарств и в итоге пришёл к минимальным, которые с того времени стали отождествляться с самой гомеопатией, хотя, строго говоря, являются лишь следствием лечения по согласно закону подобия. Получая прекрасные результаты в начале лечения, Ганеман скоро убедился, что болезни не исчезают, но какое-то время спустя возвращаются к пациенту вновь, в той или иной форме. Это натолкнуло его на мысль что в основе заболеваний лежат некие более глубокие причины, которые он назвал миазмами, и теорию которых, а также способы их лечения, он подробно изложил в своём следующем после «Органона» по важности труде – «Хронические болезни» (1828). 7 За полтора года до своей смерти, наступившей в Париже 2-го июля 1843 г., Ганеман завершил работу над уже шестым по счёту изданием «Органона».

Итак, практически в одиночку Ганеман разработал и экспериментально проверил теорию совершенно нового метода лечения, который базируется на следующих законах: подобия, одного лекарственного средства, испытания новых лекарств на здоровых (прувинга) и минимальных доз. Важными добавлениями к этим законам являются миазматическая теория Ганемана и закон направления излечения Константина Геринга (1800-1880), ученика Ганемана, согласно которому свидетельством излечения является исчезновение симптомов болезни в порядке, противоположном их возникновению, изнутри наружу, сверху вниз и от более важных органов к менее важным. 8

Гомеопатия быстро распространилась в европейских странах и США, в том числе благодаря поддержке аристократических кругов и монархов. Огромную роль сыграл успех гомеопатии в борьбе с паневропейскими эпидемиями холеры первой половины 19-го века, для лечения которой господствующая медицина, названная Ганеманом аллопатической (от греч. «аллос» — другой, противоположный) не имела никаких средств. С конца 1840-х гг. гомеопатия приобретает всё новых приверженцев, как среди врачей, так и пациентов во всём мире. Гомеопаты создают свои собственные организации и журналы. Беспокойство, проявлявшееся с самого начала представителями университетской медицины по отношению к гомеопатии, переросло во второй половине 19-го века в открытую вражду. Гомеопатов изгоняли из врачебных обществ, с ними запрещались консультации, их травили в общей и специальной прессе. Разумеется, основой конфликта в первую очередь были финансовые интересы. 9 В отличие от представителей других направлений альтернативной медицины (водо- и траволечение, индейская медицина и томпсонизм в США и пр.,), введённых в практику неврачами и имевших обычно успех в среде малообразованного сельского и бедного городского населения, а потому безвредных для доходов медицинского истеблишмента, клиентами гомеопатов были представители образованной, богатой и аристократической публики. И хотя на европейском континенте количество гомеопатов никогда не превышало нескольких процентов от общего числа практикующих врачей, а потому гомеопатия по определению не могла представлять сколько-нибудь серьёзной угрозы для аллопатии, борьба с гомеопатией не становилась от этого менее ожесточённой. Совершенно иная, намного более благоприятная для гомеопатии обстановка сложилась в США, где к моменту появления гомеопатии рынок медицинских услуг ещё не был полностью захвачен аллопатами. Кроме того, «героическая терапия», от которой сильно страдало и население европейских стран, в США стала настоящим проклятием. Поэтому население с восторгом встретило появление новой эффективной терапии, принесённой в Новый Свет учениками Ганемана, первым среди которых был упоминавшийся выше Константин Геринг, ставший «отцом американской гомеопатии». Гомеопатия имела полные права гражданства в США, и в лучшие её годы количество врачей-гомеопатов составляло от 10 до 12% от всех практикующих врачей в США. В 1844 г. гомеопаты создали свою собственную мощную и влиятельную организацию – Американский Институт гомеопатии, противовес созданной несколькими годами раньше Американской Медицинской ассоциации. В отличие от Европы, где гомеопатам так и не удалось создать даже подобие сколько-нибудь приемлемой системы гомеопатического образования и они располагали лишь несколькими госпиталями, существовавших исключительно благодаря пожертвованиям их патронов, американские гомеопаты создали свои собственные колледжи и имели свои собственные госпитали, функционировавших на равных с аллопатическими структурами основаниях. К 1898 г. фмериканские гомеопаты располагали 20 колледжами, 66 общими и 74 специальными больницами, 57 гомеопатическими аптеками; 9 национальными, 33 на уровне штатов, 85 местными и 39 иными гомеопатически ориентированными организациями. 10

С конца 1880-х гг. в Европе и с конца 1890-х гг. в США начинался быстрый упадок гомеопатии. Вопрос о его причинах до сих пор является предметом нескончаемых дискуссий, но вкратце можно сказать следующее. Упадок гомеопатии на континенте был обусловлен неспособностью гомеопатов создать собственные влиятельные организации, с большим количеством членов, способных противостоять аллопатическому истеблишменту. Важную роль сыграло и отсутствие собственной системы образования и последующей специализации. Несмотря на все усилия, гомеопатия оставалась, главным образом, медициной для богатых и знатных, достаточно далёкой даже от среднего класса, не говоря уже о беднейших слоях населения. 11 Иные причины обусловили упадок гомеопатии в США. Гомеопатия как метод, требующий индивидуализации лечения, значительно сложнее аллопатии с её «универсальными» прописями, и изучение её требует штата высококвалифицированных преподавателей, твёрдо стоящих на гомеопатической почве и умеющих этот метод применять. Такими в США были первые преподаватели гомеопатии, эмигранты из Германии. Но затем, когда процесс перехода врачей в гомеопатию приобрёл массовые черты и началось безудержное открытие гомеопатических колледжей по всей стране, очень скоро выяснилось, что соответствующих преподавателей неоткуда взять. В итоге гомеопатию преподавали люди, сами не умеющие её применять, а потому в неё не верящие, и под вывесками гомеопатических колледжей чаще всего преподавались обычная незамысловатая аллопатия. И хотя золотой век гомеопатии в США дал целую плеяду великих гомеопатов, чьи книги вот уже более ста лет являются гомеопатическими бестселлерами, общий уровень практики гомеопатии был невысок и падение гомеопатии, особенно в свете успехов бактериологии и аллопатической терапии, оказалось стремительным. 12

Как указывалось в начале статьи, ныне мы наблюдаем расцвет альтернативного врачевания. Применительно к гомеопатии следует отметить быстрое увеличение числа гомеопатических колледжей, курсов для студентов-медиков, гомеопатических книг и журналов и т.д. во всех странах мира. В развитых европейских странах до 10% практикующих врачей выписывают гомеопатические лекарства (не являясь при этом гомеопатами по образованию). Особого упоминания заслуживает Индия, где гомеопатия, наравне с аллопатией и аюрведой, признана официально и где ежегодно медицинскую практику начинают тысячи молодых врачей-гомеопатов. В последние годы всё чаще проводятся клинические испытания гомеопатии, отчёты о которых помещаются в ведущих мировых медицинских журналах. К сожалению, обычно они проводятся людьми, совершенно не понимающими методологии гомеопатии, а потому проводящими испытания по аллопатическим стандартам, и, соответственно, не получающими те результаты, о которых заявляют сами гомеопаты. Тем не менее, даже такие испытания, проводящиеся с нарушением гомеопатической методологии, требующей индивидуализации каждого случая, способны демонстрировать клиническую эффективность метода. 13

Несколько слов должно быть сказано о «ненаучность» гомеопатии как метода. Как только выяснение этой проблемы переходит от врачей, по определению людей несведущих или малосведущих в этой области знания, к специалистам в теории и философии науки, то выясняется, что вопрос этот куда более сложный и запутанный, нежели обе взаимонесогласные стороны могут себе представить. Так, д-р Сильвио Чибени с кафедры философии бразильского университета «Эстадуаль де Кампинас» показал, что гомеопатическое учение, в том виде, как оно была представлено Ганеманом, органически включает в себя элементы двух главных видов научных теорий – феноменологической (описывающей наблюдаемые явления и устанавливающей связь между ними) и конструктивной (пытающейся объяснить наблюдаемые явления на основе гипотез о природе ненаблюдаемого). Заявив на феноменологическом уровне о существовании гомеопатического феномена и провозгласив главным критерием верности своей находки медицинскую практику, а не отвлечённые рассуждения, Ганеман, тем не менее, на конструктивном уровне пытался объяснить его существованием особой жизненной силы, способной, в условиях болезни, реагировать на динамизированные лекарства. Пытаясь привлечь равно «нематериальные» примеры из современной ему физики (гравитация и магнитные взиамодействия), Ганеман, однако, никогда не пытался свести объяснение гомеопатического феномена к физике, взяв физику лишь для иллюстрации. С точки зрения Чибени, феноменологический аспект гомеопатии, согласно современному подходу философии науки, полностью отвечает основным критериям настоящей науки. В своих статьях Чибени также отметил новаторский методологический подход Ганемана, пытавшегося уйти от неизбежного в рамках науки своих дней противопоставления материи и духа, назвав жизненную силу лишь «подобной духу» (geistartige). 14
Трудно сказать какое будущее в долгосрочной перспективе ожидает гомеопатию. Несомненно пока что одно: метод вызывает пристальный интерес специалистов в разных областях знания, и это даёт надёжду, что эффективность гомеопатии получит истинную, свободную от корпоративных интересов, оценку.

Примечания

1 Наиболее полные биографические сведения о Самуэле Ганемане и библиография его трудов могут быть найдены в книгах Thomas L. Bradford “Life and Letters of Hahnemann”, 1895 и Richard Haehl “Samuel Hahnemann. His Life and Works”, 2 vols., 1922

2 European Association for the History of Medicine Health Publications, Network series: Robert J?tte, G?nter B. Risse and John Woodward (Eds.) “Culture, Knowledge, and Healing: Historical Perspectives of Homeopathic Medicine in Europe and North America”, Sheffield, 1998; Robert J?tte, Motzi Ekl?f & Marie C. Nelson (Eds.) “Historical Aspects of Unconventional Medicine: Approaches, Concepts, Case Studies”, Sheffield, 2001; Martin Dinges (Ed.) “Patients in the History of Homoeopathy”, Sheffield, 2002. Можно отметить также и сборник академических статей по истории гомеопатии Martin Dinges (Hrsg.)”Weltgeschichte der Hom?opathie. L?nder. Schulen. Heilkundige”, С. H. Beck, Munich, 1996

3 Harris L. Coulter “Homeopathic Influences in 19th century Allopathic Therapeutics”, JAIH, LXV, 1972, 3-4

4 S. Hahnemann “Versuch ?ber ein neues Princip zur Auffindung der Heilkr?fte der Arzneisubstanzen, nebst einigen Blicken auf die bisherigen”, Hufeland’s Journal Bd. 2, St. 3 und 4, 1796. Русский перевод даётся по: С. Ганеман «Опыт нового принципа нахождения целительных свойств лекарственных веществ с несколькими взглядами на прежние принципы», СПб, 1896.

5 “Organon der rationellen Heilkunde von S. Hahnemann”, Dresden 1810. Следующие издания: 2-е — в 1819, 3-е – в 1824, 4-е – в 1829, 5-е – в 1833, 6-е – в 1921.

6 S. Hahnemann «Reine Arzneimittellehre”, Dresden, in 5 Th.,1811 — 1819

7 “Die chronischen Krankheiten, ihre eigenthumliche Natur und hom?opathische Heilung; von Dr. Samuel Hahnemann”, Th. 1-2, Dresden bei Arnold 1828

8 Интересная попытка связать закон Геринга c особенностями эмбриологического развития человека представлена в книге Prafull Vijayakar “Theory of Suppression”, India, 1999.

9 Детали этого конфликта на примере Великобритании представлены в книге Phillip Nicholls «Homeopathy and the Medical Profession», London, 1988. Социальные и научные корни конфликта между гомеопатией и аллопатией подробно изучаются в работе Roy James Squires, «Marginality, Stigma and Conversion in the Context of Medical Knowledge, Professional Practices and Occupational Interests. A Case Study of Professional Homeopathy in Nineteenth Century Britain and the United States», Ph.D. thesis, University of Leeds, 1985

10 William G. Rothstein, “American physicians in the 19th century. From Sects to Science”, Baltimore & London, 1972, p. 236. Детально история гомеопатии в США излагается в Harris L. Coulter, «Divided Legacy. A History of the Schism in Medical Thought» Vol. III, Wehavken Book Company, Washington 1973. См. также Julian Winston «The Faces of Homeopathy», Tawa, 1999 и Martin Kaufman “Homeopathy In America: The Rise, Fall and Persistence of a Medical Heresy” в Norman Gevitz (Ed.) “Other Healers, Unorthodox Medicine in America”, Johns Hopkins Univ. Press, Baltimore, 1990

11 При этом надо отметить, что, например, в Российской Империи, где количество врачей-гомеопатов было незначительно и они концентрировались, главным образом, в крупных городах, ставка в распространении гомеопатии делалась гомеопатами именно на неврачей, в первую очередь сельское духовенство. Подробнее об этом см. главу “Homeopathy and the Clergy” в Alexander Kotok “The history of homeopathy in the Russian Empire
until World War I, as compared with other European countries and the USA: similarities and discrepancies”, Unpublished Ph.D. thesis, The Hebrew University of Jerusalem, 1999. Сетевая версия диссертации доступна по адресу http://www.homeoint.org/books4/kotok http://www.homeoint.org/books4/kotok

12 Daniel Cook and Alain Naud?, «The Ascendance and Decline of Homoeopathy in America: How great was its fall?», The Homoeopath, 1997, 64

13 Весьма показательна в этом отношении, например, недавняя статья G. Lewith, A. Watkins et al. “Use of ultramolecular potencies of allergen to treat asthmatic people allergic to house dust mite: double blind randomized controlled clinical trial”, BMJ, 2002; 324:520, и последовавшие на неё отклики, подчас весьма нелицеприятные и даже резкие.

14 См. две статьи Silvio S. Chibeni “Hahnemann and the explanation of the homeopathic phenomenon”, Journal of American Institute of Homeopathy, 2001-2, vol. 94, No. 4, pp. 222-226 и “On the scientific status of homeopathy”, British Homeopathic Journal (2001), pp. 9092-98

Об авторе

Д-р Александр Коток – независимый исследователь, Иерусалим, Израиль. MD (1-й Московский Медицинский институт, 1989) PhD (Еврейский университет в Иерусалиме, 2001), автор многочисленных публикаций по истории гомеопатии

Dr. Alexander Kotok is an independent researcher based in Jerusalem, Israel. He is the author of “Homeopathy and the Russian Orthodox Clergy: Russian Homeopathy in Search of Allies in the Second Part of the 19th and Beginning of the 20th Centuries”, Medizin, Gesellschaft und Geschichte 16 (1997) and published his PhD thesis under the title The History of Homeopathy in the Russian Empire until World War I, as compared with other European Countries and the USA; Similarities and Discrepancies (Hebrew University of Jerusalem, 1999), published on the Internet at http://www.homeoint.org/books4/kotok

Гомеопатия, одесские крупинки или globuli по-одесски

Источник: http://polykhrest.od.ua/teapots.php

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *