Электромагнитное излучение городского транспорта
В начале 80-х годов ученые из Института Земного Магнетизма попытались выяснить, каким именно образом мощные низкочастотные магнитные излучения влияют на здоровье человека. При анализе медико-статистических данных служб скорой помощи Москвы и Ленинграда была выявлена интересная закономерность. В конце недели число инфарктов в Ленинграде и Москве уменьшалось на 70 и 20% соответственно. Приблизительное число инсультов в Москве сокращалось на 10%. То есть статистика показала, что риск резко уменьшается в выходные дни — в субботу и в воскресенье. Также выявилась любопытная подробность, что среднее число инфарктов и инсультов в праздники так же мало, как в выходные дни.
Было отмечено, что кривые изменения магнитных полей и число инфарктов в Ленинграде сопоставимы.
В результате исследований, ученые установили, что количество инфарктов уменьшается в выходные, так как в эти дни люди не работают в опасных промышленных зонах и меньше пользуются электротранспортом. Это позволяет снизить общий городской электромагнитный фон и, соответственно, количество инфарктов.
Отсутствие необходимых расчётов на одновременное использование промышленных источников электромагнитного излучения и связанное с этим «произвольное» размещение таких источников влечёт угрозу для здоровья человека не только на рабочем месте и при перемещении по городу, но и в помещениях, предназначенных для круглосуточного пребывания.
В 90-е годы работы в этом направлении были продолжены. В центре внимания исследователей оказались работники железной дороги, по роду своей деятельности подвергающиеся воздействию электромагнитных излучений. Было проанализировано 12 тысяч больничных листков машинистов. Исследования проводились для всех типов поездов и машинистов разных возрастов.
Эксперимент длился 2 года. За 1975 — 1977 годы исследователи выяснили, что машинисты электричек страдают от респираторных, желудочно-кишечных и кожных заболеваний, травм и несчастных случаев в среднем в 1,35 раза чаще, чем машинисты электропоездов.
Но совершенно иначе обстоит дело сердечно-сосудистыми заболеваниями. У машинистов электропоездов ишемическая болезнь сердца встречалась в 2,27 раза чаще, чем у машинистов электричек. Причем страдали ею люди, даже не достигшие тридцатилетнего возраста. Обе группы машинистов испытывают среднестатистический стресс на работе и одинаково подпадают под влияние «классических» факторов риска для сердечнососудистых заболеваний: как-то — неправильное питание, курение и т. п. Поэтому причину возникновения и развития ишемической болезни у машинистов электропоездов стали искать в повышенных электромагнитных излучениях на транспорте.
В ходе подобных международных исследований удалось выяснить, что и на швейцарской железной дороге машинисты электропоездов также болеют на 25% чаще, чем среднестатистические железнодорожники. Смертность в результате сердечно-сосудистых заболеваний среди них также выше, причем и в молодом возрасте.
Обследование работающих на тяговой подстанции железной дороги показало, что машинисты и их помощники чаще страдают гипотрофией и ишемической болезнью сердца.
В настоящее время ученые считают, что железнодорожный транспорт в густонаселенных городах генерирует мощнейшие и негативные для здоровья человека электромагнитные излучения большой протяженности. Растекаясь от рельсов, электрические токи концентрируются на металлических поверхностях подземных трубопроводов, на коммуникационных кабелях и других предметах, имеющих более высокую проводимость, чем земля, что существенно увеличивает электромагнитное загрязнение города.
Транспорт на электроприводе служит источником электрических и магнитных полей в диапазоне частот от 0 до 1 кГц. Железнодорожный транспорт использует переменный ток, городской (троллейбусы, трамваи, метро) — постоянный.
Средние значения магнитного поля в пригородных электропоездах составляют около 20 мкТл, на транспорте с приводом постоянного тока — около 30 мкТл (при норме 0,2-0,3 мкТл). У трамваев, где рельсы являются обратным проводом, магнитные поля компенсируют друг друга на гораздо большем расстоянии, чем у проводов троллейбуса, внутри которого колебания магнитного поля невелики даже при разгоне.
Среднее значение магнитного поля на транспорте с электроприводом постоянного тока зафиксировано на уровне 29 мкТл.
Среди транспортных средств на электрической энергии наибольшие колебания магнитного поля наблюдаются в метро. Например, замеры, проведенные учеными на московской станции метро «Университет» показали, что при отправлении состава величина магнитного поля на платформе составляет 50-100 мкТл и больше (при норме 0,2-0,3 мкТл). И даже когда поезд давно исчезал в тоннеле, магнитное поле никак не желало вернуться к прежнему значению. Лишь после того, как состав проходил следующую точку подключения к контактному рельсу или шел накатом, магнитное поле на платформе возвращалось к старому значению.
В самом вагоне метро магнитное поле еще выше — 150-200 мкТл, то есть в 10 раз выше, чем в обычной наземной электричке и в сто раз выше нормы 0,2-0,3 мкТл.
В январе-феврале 1994 года сотрудники ИЗМИРАН проводили специальный мониторинг магнитных полей в Санкт-Петербурге. Измерения производились в центральных районах города и обрабатывались в двух геомагнитных обсерваториях, расположенных на расстоянии тридцать и девяноста километров от города.
Результат этих исследований буквально ошеломил специалистов. Уровень техногенных магнитных излучений в городе был в тысячу раз выше, чем в его окрестностях, причём наиболее сильные излучения создают трамваи и поезда метро. Интенсивность же ультранизкочастотных магнитных полей около линий метрополитена превышала природный фон в сотни тысяч раз.
Сегодня, с приходом мобильной связи непосредственно в тоннели метрополитена, электромагнитная опасность этого вида транспорта возросла в разы.
Российские ученые считают установленным фактом, что «слабые» и незаметные глазу магнитные излучения, которыми изобилует городская среда, представляют реальную опасность для здоровья человека.
Пройдёт не одна сотня лет эволюционного процесса, прежде чем биологический организм человека выработает свою «концепцию» защиты от «волновой напасти».
У ныне живущих людей такой биологической защиты, увы, пока нет. Можно посоветовать современным жителям мегаполисов только одно — чаще выезжайте на природу, дольше проживете.