Экстракт бессмертия

Главные мировые религии всегда обещали и обещают бессмертие и вечную жизнь лишь за порогом смерти.

Некоторые мистические и философские школы, наоборот, считают бессмертие достижимым и при жизни человека. При этом указывается два пути: «истинный» и «ложный». Первый предусматривает многоступенчатую систему дыхательных, физических и психических упражнений, так что подняться по этой лестнице сможет лишь сильный духом. Другой путь имеет в виду разные недозволенные оккультные рецепты продления жизни. Ступивший на этот путь не минует возмездия, т. к. как бы удлиняет собственную жизнь за счет жизней других людей, лишая их так называемой «энергии жизни», или «жизненной силы».

Идущий к бессмертию первым путем воспитывает в себе величайшее спокойствие. «Когда человек приходит в такое состояние, – писал один восточный философ, – когда «иметь» или «не иметь» для него совершенно равнозначно, когда для него безразличны жизнь и смерть, когда чувства его в гармонии с природой, а внутренний и внешний мир составляет единое целое, тогда человек может освободиться от рабства материи и оставить позади солнце, луну и звезды. Для него не будет иметь значения, ел ли он сто раз в день или один раз в сто дней».

Согласно преданиям, к этому состоянию возвышенного спокойствия удалось приблизиться индийцу Тапасвиджи, прожившему, как утверждают. 186 лет (1770-1955). По рождению Тапасвиджи был царевичем сикхов – религиозно-этнической группы на севере Индии. Его обучали военному делу, и после смерти отца он стал военным вождем. Когда ему было 55 лет, его ближайшие родственники трагически погибли, и отчаяние заставило Тапасвиджи отречься от всех мирских благ. Он нашел себе учителя – гуру, искушенного в йогическйх практиках, – и стал вести суровую жизнь подвижника. 7 лет он провел в пещере на скудной пище, терпеливо перенося холод и зной и подолгу выдерживая неудобные позы. Затем в течение 20 лет он ходил или стоял без отдыха, подняв левую руку над головой. 3 года он провел, не сходя с места. В течение 12 зим еженощно проводил по 6 часов в медитации на пронизывающем ледяном ветру, в одной лишь набедренной повязке; его ученики время от времени поливали его ледяной водой. Летом же он ежедневно проводил по 8 часов под белым раскаленным солнцем. К 100 годам Тапасвиджи был совсем дряхлым стариком. Оглохший и почти ослепший, передвигался он, лишь опираясь на палку. Тапасвиджи со смирением ждал смерти и отправился к месту последнего упокоения. Но на своем последнем пути он встретил учителя йоги, который, распознав величие духа Тапасвиджи, уговорил его пройти 100-дневный обряд кайя-кальпы (кайя-калъпа – «трансформация тела», тайная методика врачевания, которую на протяжении многих столетий практиковали индийские религиозные целители, даруя посвященным и святым мудрецам вторую молодость и долгую жизнь. Во время британской колонизации последователей этого учения жестоко преследовали и секреты его передачи едва не утерялись). После этого обряда к Тапасвиджи вернулся облик молодого мужчины: седина ушла с его волос, выросли новые зубы, а тело стало стройным и сильным. Отблагодарив наставника долгим служением, Тапасвиджи вернулся к прежнему образу жизни. Впоследствии он проходил кайя-кальпу еще несколько раз, на выходе обретая новую молодость и здоровье. В возрасте 185 лет он чувствовал себя полным сил. В последний раз продемонстрировал полную власть над своим телом, пропел священный слог ОМ и в ту же секунду умер.

Особое место среди рецептов и средств продления жизни занимал эликсир бессмертия. Право вкушать его имели только боги, именно они считались в древности основными его потребителями. Греческие боги лакомились дарующей вечную жизнь амброзией, индийские – амритой, боги иранцев – хаомой. И только боги Древнего Египта предпочитали пище богов воду. Правда, живую воду.

Алхимики всех времен и народов неустанно тратили силы и время на поиски секрета божественного эликсира. Наиболее распространенным было мнение, что эликсир представляет собой не что иное, как раствор философского камня.

Такой подход был довольно логичен, Прежде всего, алхимики давали следующую дефиницию – определение предмета. Все, что не подвержено изменениям, в их понимании, следовало считать бессмертием. Поэтому бессмертным объектом, прежде всего, было золото, которое не подвергается воздействию щелочей и кислот, не подвластно коррозии. Можно сказать, что само время бессильно перед ним. Значит, металл этот содержит некую основу, делающую его таким. Следовательно, нужно или выделить из него эту основу, или привнести ее в организм вместе с золотом. «Кто примет золото внутрь, – гласит один древний восточный текст, – тот будет жить так же долго, как золото. Кто примет нефрит, будет жить долго, как нефрит».

Следуя этим наставлениям, личный врач папы Бонифация VIII составил рецепт «молодости», согласно которому следовало смешать в измельченном виде в различных пропорциях золото, жемчуг, сапфиры, изумруды, рубины, топазы, белые и красные кораллы, слоновую кость, сандаловое дерево, сердце оленя, корень алоэ, мускус и амбру, рог носорога.

Знаменитые «пилюли бессмертия» были столь же сложны в изготовлении. «Солнце, луна и звезды должны девять раз завершить свой круг, и четыре времени года должны вернуться двенадцать раз. Ты должен промывать состав, пока он не станет прозрачным, и сбивать, пока он не превратится в красный, – тогда ты получишь эликсир, который дарует тебе жизнь продолжительностью в 10000 эпох», – написано в комментариях к соответствующему рецепту в старинной алхимической книге.

Кстати, эликсир, как и «пилюли бессмертиям, нельзя было принимать так, как сейчас, скажем, принимают БАДы – просто глотать некоторое количество ежедневно, запивая водичкой, и знать, что они свою работу сделают. Следовало обязательно сочетать прием панацеи с определенным образом жизни, строгой диетой, физическими упражнениями и духовным очищением.

Все древние тексты, содержащие ссылки на эту тему, вызывали впоследствии нездоровый ажиотаж. Им был встречен и знаменитый «папирус Смита». Исследователь, впервые расшифровавший этот древний, свыше 4000 лет назад написанный египетский папирус, с волнением прочитал заглавие: «Начальная книга превращения старых в молодых». Правда, при дальнейшем чтении ученый понял, что речь шла всего-навсего о различных косметических мазях и эмульсиях. Папирус состоял из рекомендаций по лечению кожных заболеваний и говорил не столько о том, как «стать» молодым, сколько о том, как «казаться» молодым. Формула «казаться – значит быть» в данном случае не оправдала надежды искателей чудодейственного эликсира.

Впрочем, поиск и эксперименты продолжались. Можно привести массу оригинальных исследований и опытов, сопутствовавших поиску средства для обеспечения вечной молодости и бессмертия. Один итальянский алхимик в поисках жизненного эликсира сварил 3 тыс. яиц, отделил белки от желтков, высушил в течение месяца на солнце, добавил в толченую скорлупу желчь, затем многократно перегонял полученную смесь, надеясь таким путем извлечь искомую субстанцию жизни. В другой древней рукописи приводится тоже весьма оригинальный рецепт снадобья для той же цели: «взять жабу, прожившую 10 тыс. лет, и летучую мышь, прожившую 1000 лет, высушить их в тени, истолочь в порошок и принимать».

Эксперименты в области омоложения и продления жизни средневековые естествоиспытатели ставили преимущественно на себе. Неудачи не огорчали их, поскольку они надеялись, что следующие опыты будут удачнее, или, приняв свой эксклюзивный препарат, оказывались уже по ту сторону черты, откуда и печали и разочарования нашей бренной жизни воспринимаются, очевидно, уже несколько иначе.

Впрочем, жертвами научных поисков порой становились и сильные мира сего, для которых и варились чудодейственные настои и притирания. Так, например, отправился к праотцам китайский император Сюаньцзун (713-756 гг.), имевший неосторожность принять эликсир бессмертия, изготовленный для него придворными мудрецами.

А автор знаменитого алхимического Китайского трактата даосизма Вэй По-ян (по другим источникам – Вэй Бо-ян), живший во II в. н. э., изготовил пилюли бессмертия на основе сульфида ртути (HgS), после чего принял их сам, дал своим ученикам, любимой жене и собаке. После такой терапии все они умерли, но потом, согласно легенде, ожили и обрели заветное бессмертие. Однако, вопреки заманчивой перспективе, последовать их примеру никто не рискнул.

Но как бы ни были велики разочарования и многочисленны ошибки, вопреки всем неудачам поиск панацеи не считали безнадежным, и он не прервался. Причем тут работала типовая ситуация: любая бесплодная попытка, каждый неудачный опыт тотчас становились всеобщим достоянием и подвергались нападкам, остракизму и осмеянию; зато каждый успешный шаг тщательно вуалировался, приобретал статус военной тайны, становился секретом. Лишь одна сторона истины была открыта взгляду любопытных – неудачи. Другая, как обратная сторона луны, всегда оставалась в тени.

Вот почему данные об успехах, которых удалось добиться на пути поиска формулы вечной молодости и долголетия, единичны, разрозненны и недостоверны.

Если верить китайским историческим источникам, удалось продлить свою жизнь Чжан Даолнну, основоположнику даосизма, лицу историческому (35-157 гг.). После многих лет упорных опытов он добился успеха в изготовлении легендарного эликсира бессмертия. Согласно преданию, Чжан Даолин, путешествуя по стране, добрался до гор в уезде Синьаньсянь провинции Цзянси, где нашел в древних манускриптах рецепты тайных магических снадобий и заклинаний, и занялся изготовлением пилюли бессмертия. Когда пилюля была готова (Чжан Даолину было в то время 80 лет), он принял ее и превратился в молодого человека; одновременно он получил магические тайные знания и приобрел могущество (благодаря которому мог изгонять бесов и оборотней), а также проник в тайны превращений. В возрасте 123 лет Чжан Даолин вознесся на небо, оставив своим детям и внукам сочинения по магии, заклинания, печать и чудесный меч.

Основываясь на подобных источниках, знаменитый врач и ученый средневековья Парацельс писал в одном из своих трактатов: «Нет ничего, что могло бы избавить смертное тело от смерти, но есть нечто, могущее отодвигать гибель, возвращать молодость и продлять краткую человеческую жизнь». Такую же мысль высказывал и другой выдающийся ученый – Роджер Бэкон.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *