Что такое альтернативная медицина?

Согласно исследованию, проведенному в 1997 году, 42 процента американцев использовали один или неско-лько методов лечения, которым не учат в медицинских ин-ститутах и которые не практикуются в американских боль-ницах. По сравнению с 1990 годом этот показатель вырос на 8 процентов. Хотя подавляющее большинство опро-шенных (95%) пытались решить свои медицинские проб-лемы с помощью традиционной медицины, лишь менее 40 процентов решились сообщить своим врачам об альтерна-тивном лечении. Отсюда можно сделать вывод о том, что с альтернативной медициной у нас что-то не так.

Более половины американцев оплачивают свое лечение це-ликом и самостоятельно. В 1997 году на альтернативное лече-ние было потрачено 27 миллиардов долларов — почти столько же, сколько и на традиционные медицинские услуги. В 1997 году американцы 629 миллионов раз посещали альтернатив-ных целителей. Это — вдумайтесь в эту цифру — примерно на 243 миллиона посещений больше, чем в обычных лечебных уч-реждениях. Хотя с того времени подобных исследований не проводилось, можно с уверенностью сказать, что популяр-ность альтернативной медицины среди американцев постоян-но растет. Это по-настоящему большой бизнес.

Медицинское сообщество более не может игнорировать альтернативные методы лечения. Интерес к ним публики очень ве-лик и постоянно ширится. Достаточно посмотреть на полки книжных магазинов, заставленные специальной литературой, магазины здорового питания и многочисленные клиники, пред-лагающие альтернативные услуги, чтобы понять, что интерес этот не следует недооценивать. Другими словами, американцы хотят получить нечто большее, чем традиционная медицина.

Почему люди обращаются к альтернативной медицине?

Некоторые обращаются к врачам и целителям по одной и той же причине. Например, с хронической болью борются и с помощью обезболивающих, и с помощью иглоукалывания и других нетрадиционных методов. Другие пациенты ожидают от каждого подхода чего-то своего. Например, они обраща-ются к семейному врачу, чтобы бороться с инфекцией с по-мощью антибиотиков, а затем отправляются к альтернатив-ному целителю, чтобы повысить естественный иммунитет с помощью здорового образа жизни. Некоторые из тех, кто подвергается химиотерапии, используют медитацию и визуализацию, чтобы справиться с побочными эффектами при-меняемых лекарств. люди, использующие традиционные и альтернативные методы лечения, делают собственный вы-бор и готовы принять на себя ответственность за свое здоро-вье (см. таблицу).

Поскольку альтернативные целители готовы взяться за лю-бую проблему, потребителю становится очень трудно опре-делить, как и где можно получить наилучшее лечение. Очень трудно найти надежную информацию, выбрать хорошего спе-циалиста, не попасть в руки шарлатана.

Вы должны остерега-ться целителей, которые:

¦ утверждают, что знают ответы на все вопросы;
¦ утверждают, что их метод целительства является наи-лучшим и единственно правильным;
¦ обещают скорый успех;
¦ отказываются консультироваться с другими специали-стами;
¦ кажутся более заинтересованными в своем гонораре, чем в вашем здоровье.

Среди альтернативных целителей есть по-настоящему хо-рошие, лицензированные специалисты, но никто не может дать вам никаких гарантий. Ситуация в альтернативной медицине еще более настораживает, чем в медицине традици-онной. Многие обращаются к целителям по рекомендациям друзей, знакомых или родных. Кому-то рекомендуют специа-листов в магазинах здорового питания или в местных боль-ницах. Большинство людей не рассказывает врачам о том, что они обращаются к целителям. Это объясняется страхом, смущением, боязнью прослыть суеверным и отсталым. Эти страхи не беспричинны. Если ваш врач начинает осуждать по-добные действия и категорически запрещает вам прибегать к услугам альтернативной медицины, имеет смысл подумать о том, что вам нужен другой врач. С другой стороны, не вы-зывает сомнений тот факт, что ваш доктор знает о болезнях гораздо больше вас (если только вы сами не врач!). Открыто и честно обсудив с ним свои проблемы, вы можете найти хо-рошего целителя, обращение к которому не окажется опас-ным для вашего здоровья.

Причины, по которым люди выбирают альтернативную медицину

¦ Желание вылечиться.
¦ Желание обрести крепкое здоровье, чего не смогла дать традиционная медицина.
¦ Желание повысить качество жизни.
¦ Желание принимать решения, связанные со здоровьем, самостоятельно.
¦ Мнение о том, что традиционная медицина лечит симптомы, а не при-чину болезни.
¦ Неэффективность традиционных методов лечения.
¦ Желание уменьшить количество принимаемых лекарств.
¦ Желание приобщиться к определенной культурной системе.

О чем мы говорим, разговаривая о здоровье?

Одна из основных проблем пациента, выбирающего метод альтернативной медицины, это неумение пользоваться слова-ми. Многие считают сам термин «альтернативная медицина» слишком узким и вводящим в заблуждение. Они полагают, что такое название не дает полного понимания традиционных цели-тельных способов. Было бы гораздо полезнее пользоваться обычным языком, чтобы не пугать потенциальных пациентов. В целях большей ясности в этой книге мы будем использовать термин «традиционная медицина» или «биомедицина» для обозначения официального здравоохранения и термин «медицина» или «нетрадиционная медицина» для описа-ния целительных способов, которым и посвящен наш труд.

Однако единых терминов на данный момент не существует. Например, термин «альтернативная медицина» используется преимущественно в Соединенных Штатах, тогда как выраже-ние «нетрадиционная медицина» больше свойственно Евро-пе. Но одно ли это и то же? Следует ли медицину Запада назы-вать «западной», если она широко используется в больницах Индии и Сингапура? Путаница названий является основной причиной непонимания сути альтернативной медицины. Еще больше запутывает человека изобилие противоречивой ин-формации (см. таблицу)

Надеюсь, это поможет вам разобраться и правильно оценить полученную информацию и принять разумное и взве-шенное решение относительно собственного здоровья.

Граница между традиционной и альтернативной медициной очень размыта и постоянно меняется. Например, использование поливитаминов или диета относятся к медицине или образу жизни? Следует ли их рассматривать как способы традиционно-го или альтернативного лечения? А куда мы отнесем духовные способы целительства и молитвы — наименее изученные, но весьма эффективные методы? Хотя термины «традиционная» и «альтернативная» медицина используются достаточно широко, в некоторых случаях их методы могут и совпадать. Порой традиционная медицина отступает на второй план, а ведущую роль в лечении начинает играть медицина альтернативная.

Традиционная медицина

Традиционная западная медицина насчитывает всего две-сти лет. В ее основе лежат философские взгляды Рене Декар-та (1596-1650), отделившего разум от тела, и физические принципы сэра Исаака Ньютона (1642-1727), который рас-сматривал Вселенную как гигантские механические часы, где все движется линейно и последовательно. При таком механи-стическом подходе человеческое тело воспринимается как со-брание отдельных частей. Такой подход можно развивать и да-льше — то есть рассматривать каждую часть как состоящую из более мелких систем, органов и клеток. Развитие подобного подхода приводит к тому, что человек превращается в пациен-та, пациент — в тело, а тело уподобляется машине. Здоровьем называется отсутствие болезней, то есть в данный момент в «машине» ничего не сломано. Врач обращает на вас внимание, только когда в вашей «машине» что-то ломается и появляются признаки дисфункции. Врачей учат тому, чтобы «ремонтиро-вать» сломанные части с помощью химических веществ — ле-карств, облучения, хирургии или протезирования. Это агрес-сивный, прагматичный подход. Врачи ведут настоящую войну с болезнями, и в этой войне не бывает «мирных переговоров». И потребители медицинских услуг, и сами врачи полагают, что необходимо что-то делать, а не сидеть и ждать, пока организм сам справится с проблемой. На болезнь набрасываются реши-тельно и агрессивно. лекарства и хирургия действуют быст-рее, чем внутренний иммунитет организма. А ведь человек вполне мог бы и сам преодолеть болезнь!

Биомедицина трактует человека как физический объект. Ра-зум и дух отделяются от физического тела и рассматриваются как факторы вторичные, а то и мешающие. Традиционная ме-дицина имеет в своем распоряжении мощные средства, позво-лившие избавить человечество от таких страшных заболева-ний, как оспа и полиомиелит. В качестве «скорой помощи» традиционная медицина не знает себе равных. Она исключите-льно эффективна в экстренных случаях — при травмах, бакте-риальных инфекциях и сложных хирургических операциях. В такие моменты лечение должно быть быстрым, решительным и целенаправленным. Ответственность за результат целиком ложится на врача. Основная цель любого вмешательства — из-бавить пациента от тревожащих его симптомов. Неудивитель-но, что в названиях многих лекарств мы встречаем приставку «а-» или «противо-»: анальгетики, анестетики, противовоспа-лительные средства и т.п. Поскольку традиционная медицина по большей части занята частями тела и симптомами и не хочет иметь дела со всей системой в целом (то есть с энергией, мыс-лями и чувствами), она не очень хорошо справляется с длите-льными хроническими заболеваниями, такими, как артрит, сердечные заболевания и гипертония.

Альтернативная медицина

Термин «альтернативная медицина» включает в себя сотни различных способов целительства, применяемых в различ-ных концах света. Многие из этих способов дошли к нам из древности. Ими пользовались еще в Древнем Египте, Китае. Индии, Греции. Такие методы насчитывают тысячи лет. Их описание передавалось изустно, а с возникновением пись-менности было зафиксировано в письменной форме. Другие способы альтернативной медицины, например, остеопатия и натуропатия, возникли в Соединенных Штатах в течение двух последних веков. Есть и абсолютно современные способы целительства, находящиеся на передовом крае науки. Я говорю о биоэлектромагнетизме и экстрасенсорике.

Хотя все эти способы не похожи друг на друга, в них есть нечто общее. Они основываются на парадигме целостности.

В альтернативной медицине человек не воспринимается исключительно как физическое тело, части которого можно ремонтировать и заменять. Ментальные, эмоциональные и духовные компоненты играют в здоровье человека важнейшую роль. Поскольку тело, разум и дух представляют собой еди-ную систему, а болезнь — это воздействие на систему, она влияет не только на физическое тело, но и на две другие со-ставляющие. Даже Гиппократ, отец западной медицины, при-знавал холистический (т.е. целостный) подход к лечению. Он призывал врачей наблюдать за жизненными обстоятельства-ми и эмоциональным состоянием своих пациентов. С ним со-глашался и Сократ, заявлявший: «лечите душу. Это самое главное». В альтернативной медицине симптомы считаются проявлением мудрости тела, попыткой организма устранить дисбаланс или болезнь. Помимо этой тенденции, объединяет различные способы альтернативной медицины и другое:

¦ внутри каждого человека постоянно идет внутренний про-цесс самоисцеления и самовосстановления;
¦ люди должны сознательно принимать решения относи-тельно собственного здоровья;
¦ природа, время и терпение — вот самые великие цели-тели.

Две парадигмы, которые могут сосуществовать

Западная медицина за два последних века достигла огром-ного прогресса. Ученые изучили физическое функционирова-ние тела и поняли его принцип. Роды, при которых на протяже-нии веков погибало множество женщин и младенцев, стали почти безопасным явлением. Врачи открыли пути передачи ин-фекционных и других заболеваний, благодаря чему удалось победить многие болезни. Хирурги с легкостью «чинят» сло-манные ноги, сердца и мозги. Удивительного успеха удалось достичь в лечении острых заболеваний. Однако основной при-чиной смертности являются вовсе не острые заболевания. Речь идет о болезнях хронических: раке, сердечно-сосудистых заболеваниях, диабете, психических расстройствах. А вот с этими-то болезнями альтернативная медицина справляется куда более эффективно.

Когда в 1905 году Эйнштейн впервые сформулировал теорию относительности, представление человека о Вселенной резко изменилось. Эйнштейн утверждал, что вся материя есть энер-гия, что энергия и материя неразрывно взаимосвязаны и что вся материя связана на субатомном уровне. Нельзя воздействовать на организм, не оказывая воздействия на все его части. Значит, Вселенная вовсе не похожа на гигантские часы. Это скорее жи-вая многомерная паутина. Жизненная сила наполняет физиче-ское тело, но в нем имеется и духовная сущность, неразрывно связанная с высшими субстанциями и бесконечным Источником энергии. Когда жизненная сила свободно течет через тело, че-ловек пребывает в хорошем состоянии здоровья. Когда же жиз-ненная сила блокируется или ослабевает, органам, тканям и клеткам недостает энергии, необходимой для их нормального функционирования, в результате чего возникает болезнь. Стои-мость традиционных медицинских услуг постоянно растет, но люди по-прежнему страдают от хронических и дегенеративных заболеваний. В такой ситуации обращение к альтернативной медицине оказывается вполне оправданным.

Каковы теоретические основы двух систем?

Для полного понимания и взвешенного сравнения традици-онной и альтернативной медицины необходимо понять теорети-ческие основы двух систем, которые и определяют методы ис-следования и лечения. Речь идет о причинах заболеваний, роли здоровья, самом целительном процессе и природе здорового образа жизни (см. таблицу).

Происхождение болезни

Биомедицина и альтернативная медицина резко расходят-ся во взгляде на причину болезни. Биомедицина исходит из того, что болезнь вызывается бактериями, а, следовательно, антитоксины и вакцины могут повысить способность человека сопротивляться нежелательному воздействию вредоносных существ. Вооружившись этим знанием, врачи начали бороть-ся с огромным множеством страшных инфекционных заболе-ваний. По мере развития медицины, врачи поняли, что причи-ной других заболеваний являются микробы и генетическая предрасположенность. Выявив патоген, метаболический сбой или химический дисбаланс, можно найти лекарство, которое устранит это пагубное для здоровья явление. Следовательно, любую болезнь можно победить с помощью вакцины, антиби-отика или химического соединения.

Традиционная медицина во многом опирается на теорию Дарвина о естественном отборе. Дарвин утверждал, что жизнь — это постоянная борьба, в которой выживают только сильнейшие. В применении к медицине эта теория привела к убеждению в том, что человек живет, подвергаясь постоянной атаке со стороны миллионов микроорганизмов, являющихся основной причиной большинства заболеваний. люди должны были обороняться и контратаковать с помощью средств, ко-торые убивали бы врагов.

Основываясь на этом предположении, симптомы болезни стали рассматривать как враждебные проявления, с которы-ми следовало бороться. Например, головная боль — это повреждающий фактор, который нужно немедленно устранить, а повышение температуры — это и вовсе нападение на орга-низм, также подлежащее мгновенному отражению.

Альтернативная медицина исходит из убеждения в том, что человеческий организм функционирует благодаря току в нем жизненной силы и энергии. Органы тела должны находиться в полной гармонии и равновесии. Гармония и баланс должны существовать не только в теле человека, но и в обществе и во всей окружающей среде в целом. Сбалансированный орга-низм может эффективно противостоять воздействию бакте-рий и вирусов, а также травмам. Когда жизненная сила и энер-гия блокируются или ослабевают, органы и ткани не могут функционировать нормально, поступление кислорода к ним сокращается, токсичные продукты накапливаются, что приво-дит к дегенерации органов и тканей. Симптомы болезни — это способ, которым организм сообщает, что жизненная сила блокирована или ослабела, что иммунная система не справ-ляется. Болезнь вовсе не всегда вызвана бактериями и виру-сами, поскольку те окружают нас постоянно. Болезнь — это конечный результат серии событий, которые начались в тот момент, когда жизненная сила блокировалась или ослабела.

Основываясь на таком предположении, можно сказать, что симптомы не следует подавлять, если они не представляют прямой угрозы для жизни — если головная боль не связана с инсультом, а температура не поднялась выше 41 градуса. На-против, к симптомам нужно относиться с вниманием, поско-льку они говорят о том, что система борется за самовосста-новление. Головная боль может служить сигналом о том, что необходимо восстановить утраченный энергетический баланс, а повышение температуры — быть связанным с разру-шением бактериальных белков или токсинов. Подавляя симптомы, вы не устраняете причины болезни. Напротив, вы загоняете болезнь внутрь. Поскольку энергии извне не посту-пает, возникший энергетический баланс не устраняется.

Смысл здоровья

Индийские, китайские и индейские целители вкладывали в слово «здоровье» совсем не тот смысл, какой вкладывает в него традиционная западная медицина. Для западного чело-века, по крайней мере в прошлом, здоровье ассоциирова-лось с отсутствием болезни или другого аномального состоя-ния. Такое определение расширялось. Стало ясно, что здоровье — это не статичное состояние. Тело претерпевает постоянные изменения, адаптируясь к внутренним и внешним условиям. Большинство врачей определяет здоровье как со-стояние благополучия. Впрочем, в вопросе о том, кто определяет это благополучие — врач или пациент, они могут расхо-диться.

Целители, занимающиеся альтернативной медициной, рассматривают здоровье как состояние целостности, балан-са и гармонии тела, разума, эмоций и духа. Здоровье — это не какой-то идеал, к которому нужно стремиться. Это длите-льный процесс, это реализация жизненного потенциала, внутреннее ощущение жизни. Физический аспект здоровья включает в себя оптимальное функционирование всех систем тела. Эмоциональный — чувство самодостаточности, высо-кую самооценку, способность чувствовать и создавать. Ду-ховное здоровье определяется согласием с самим собой, с окружающими, с обществом. Взаимосвязанные компоненты приводят к развитию внутренней системы моральных ценно-стей и обретению смысла жизни. Духовные факторы связаны и с другими, в том числе и с поиском смысла жизни через ощу-щение единства с другими людьми и с внешней силой, которую люди называют по-разному — Богом или Высшим Разу-мом. Общественный аспект духовного здоровья следует понимать как единство человечества и веру в священность жизни в любом ее проявлении. Такие убеждения побуждают человека к поискам истины, появлению чувства справедли-вости по отношению ко всем членам общества. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) утверждает, что «суще-ствующее определение здоровья должно включать в себя ду-ховный аспект, а забота о здоровье должна находиться в руках тех, кто полностью осознает и разделяет духовные ценности человечества».

Целительный процесс

Целительный процесс в двух медицинских системах вос-принимается по-разному. Традиционная медицина отдает предпочтение внешним методам — применению лекарств, хирургическим операциям, облучению. Врачей учат «чинить» или заменять поврежденные части. Врач целиком и полно-стью сосредоточен на болезни или аномальном состоянии.

Целитель, занимающийся альтернативной медициной, изучает состояния, которые повреждают, снижают жизнен-ную силу и мешают энергии свободно течь по организму че-ловека. Исцеление целиком и полностью зависит от восста-новления баланса и гармонии. Целитель сосредоточивается на потенциале человека, а не на его болезни. Модель лече-ния и модель исцеления более подробно рассмотрена далее.

Природа здорового образа жизни

Традиционная и альтернативная медицинские системы по-разному подходят к тому, как можно сохранить и поддер-жать здоровье. Традиционная медицина сосредоточивается на предупреждении болезней. Потребителей учат тому, как можно уменьшить риск возникновения рака, сердечнососу-дистых заболеваний и других болезней, угрожающих жизни и являющихся основной причиной смертей в современном за-падном мире. Да, это очень важно, но предупреждение болез-ни — это всего лишь один аспект сохранения здоровья.

В альтернативной медицине существует совершенно дру-гой подход к этой проблеме. Сохранение здоровья — это длительный, постоянный процесс, связанный с оптимальным развитием физического, эмоционального, ментального и ду-ховного «я» человека. Система ценностей, образ жизни и от-ношение к здоровью играют очень важную роль. Человек должен вести более здоровый образ жизни, отвечать за собственное благополучие и учиться справляться с возникаю-щими проблемами со здоровьем.

Сравнительное исследование двух систем

Научные убеждения основываются не только на фактах, но и на парадигмах — точке зрения на то, как эти факты взаимо-связаны и организованы. Различия в научных убеждениях, по крайней мере, частично являются отражением различных научных парадигм, используемых разными группами ученых. Это позволяет нам понять непрекращающийся конфликт между количественным и качественным подходом, лечением и исцелением, Западом и Востоком, традиционной и альтер-нативной медициной. Как правило, специалисты традиционной медицины весьма скептически относятся к медицине альтернативной. Однако поскольку парадигмы двух систем настолько различны, они просто не в состоянии понять суть проблем. Для того чтобы понять суть альтернативной меди-цины, необходимо использовать самые различные приемы и точки зрения.

Три подхода к исследованиям

Количественные исследования воплощают в себе самую суть западных научных методов, включающих в себя форму-лировку и проверку гипотез, а затем их принятие или отказ от них. Каждый вопрос делится на множество мельчайших подвопросов. Результаты должны быть повторяющимися для того, чтобы их можно было обобщить. Результаты должны быть предсказуемыми и управляемыми. Количественные ис-следования являются объективными, поскольку наблюдатель отделяется от объекта наблюдения. Другая сторона этого объективизма заключается в том, что вся информация черпа-ется только из физически измеряемых данных. Такой тип ис-следований исключительно эффективен для выявления фак-торов, вызывающих болезнь, и для осуществления лечения. Однако он не позволяет воспринимать человека как единое целое.

Качественные исследования изучают контекст и смысл взаимодействующих переменных в той степени, в какой они отражают единое целое. Исследователи наблюдают, доку-ментируют, анализируют и определяют качество интерактив-ных взаимоотношений между переменными. Кстати говоря, физики полагают, что измерения не могут быть объективными и окончательными. Принцип неопределенности Гейзенберга утверждает, что акт наблюдения за явлением неизбежно оказывает влияние на проистекание наблюдаемого явления. Данная парадигма исходит из общности измеряемого и изме-ряющего. Помимо этого, данная парадигма связана и с убеж-дением в том, что взаимодействие между живыми организмами и окружающей средой является взаимопроникающим, многомерным и синергическим. Разбивать его на части не-возможно. Холистическое убеждение в том, что целое всегда больше суммы частей, является основой качественной пара-дигмы.

Унитарно-трансформативный подход к исследованию представляет собой совершенно новую парадигму. Явление рассматривается как единая, самоорганизующаяся система, являющаяся частью более крупной самоорганизующейся си-стемы. Изменения нелинейны и непредсказуемы, поскольку система постоянно находится в процессе организации и дез-организации. Знание — это функция и наблюдающего, и на-блюдаемого. Знание является личностным, поскольку вклю-чает в себя мысли, ценности, чувства и цели.

Традиционная и альтернативная медицина идеально до-полняют друг друга. Точно так же дополняют друг друга и различные методы исследования. Одни исследования показывают нам, как мало мы знаем, другие же включают вновь полученные знания и предсказывают результаты вмешатель-ства. Эти методы помогают нам понять все аспекты отноше-ний между пациентом и врачом. Собрать научные знания можно лишь с помощью всех парадигм одновременно.

Ограниченность западного образа мышления

Те, кто придерживается исключительно западной систе-мы научных исследований, не обращают внимания на некие явления или нематериальные субстанции, что невозможно воспринять с помощью пяти органов чувств, измерить и оха-рактеризовать количественно. Если результаты невозможно объяснить с помощью принципа причины и следствия, они попросту отбрасываются и не принимаются во внимание. Многие продолжают следовать этому убеждению с поистине религиозным фанатизмом. Могущество науки для таких лю-дей заключается в той силе, которую наука дает лично им. Отрицая незападную научную парадигму, называя ее неполноценной и не заслуживающей доверия, большинство чле-нов традиционного медицинского сообщества пытаются противостоять той угрозе, какую альтернативная медицина и способы исследования представляют для их работы, их бла-гополучия, их отношения к миру.

Тем не менее биомедицинские исследования не могут объ-яснить целый ряд явлений, возникающих в процессе альтер-нативного целительства. Когда акупунктура или гомеопатия приносят клинически достоверные результаты, которые не-возможно объяснить с биомедицинской точки зрения, врачи предпочитают закрывать глаза на эти результаты, вместо того чтобы изменить свою научную модель. В противоположность биомедицинской перспективе, Ричард Бакминстер Фуллер, американский архитектор и изобретатель, сказал когда-то: «Восемьдесят процентов реальности не может быть воспринято или определено с помощью пяти органов чувств». Если исследователи ограничивают себя пятью чувствами, они ни-когда не поймут природы энергетических полей человека, электромагнитных полей, энергетики мысли и целительной силы молитвы.

Традиционная медицина исходит также из того, что дока-зать эффективность процедур и лекарств можно только с по-мощью множества объективных экспериментов. В таком экс-перименте процедура или вещество изолируется и анализи-руется в определенных условиях. Результаты сравниваются с аналогичными результатами исследования другого вещества или процедуры. Такой подход основывается на предположе-нии о том, что болезнь вызывается отдельными факторами, а, следовательно, эти факторы нужно изучать отдельно и вне контекста. Альтернативная же медицина полагает, что ничто в мире не вызывается отдельными факторами. В альтернатив-ной медицине не существует вещества, способного в одиноч-ку излечить болезнь. Болезнь вызывается совокупностью факторов, и исцеление возможно лишь в результате совокуп-ности воздействий. Метод объективного слепого экспери-мента не позволяет получить результаты такой сложности и разнообразия.

Хотя большинство альтернативных медицинских систем не поддаются количественным исследованиям, они давно не экспериментальные. Они опираются на развитую систе-му практических наблюдений и опыта, что и является осно-вой их объясняющей модели. Надо сказать, что от 70 до 85 процентов современных биомедицинских приемов также опирается на наблюдения и опыт и не может быть исследо-вано количественно. Хотя новое лекарство должно пройти жесткие испытания эффективности и безопасности до вве-дения его в клиническую практику, новые виды анализов, процедур подобной проверке не подвергаются. лишь малая часть новых устройств проверяется до внедрения в широ-кую практику. Западные врачи, подобно альтернативным целителям, во многом полагаются на клинические наблю-дения и опыт. Таким образом, противоречие между медици-ной традиционной и альтернативной является скорее куль-турным, чем научным.

Тщательная документация позволяет получить информа-цию о ряде альтернативных методов лечения, допустимых в современном обществе. Такие данные можно получить в Ин-тернете и из специальной литературы. Однако пройдет еще немало времени, пока альтернативная медицина будет поня-та и использована в полном объеме. Впрочем, я считаю, что люди должны иметь возможность доступа к эффективным альтернативным методам лечения, несмотря на то, что деба-ты относительно них до сих пор продолжаются.

Выводы

Потребители медицинских услуг традиционной медицины, находя их неэф-фективными, бездушными, направленными на устранение симптомов, а не са-мой причины болезни, обращаются к медицине альтернативной. Причем число этих обращений возрастает. Почти 50% американцев выбрали именно такой метод лечения.
Большинство альтернативных методов лечения направлено на нормализа-цию тока жизненной силы в организме, а не на использование внешних сил и средств, таких, как хирургия, технологические новинки или лекарственная терапия.
Хотя две медицинские системы резко отличаются друг от друга и провести сравнительное исследование довольно трудно, в последние 10-15лет доказа-но, что альтернативная медицина часто способствует исцелению, хотя при-чины этого исцеления так до конца и не поняты.

Источник: http://renamed.narod.ru/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *