БЫСТРОЕ ЧТЕНИЕ КАК УВЕЛИЧИТЬ СКОРОСТЬ ЧТЕНИЯ И ЗАПОМИНАТЬ ПРОЧИТАННОЕ

1. Чтобы шепотом при чтении не проговаривать слова и
мысленно не произносить их, следует плотнее сжать зубы и
повторять про себя «один, два, три и т. д.».

2. Водить глазами при чтении по странице сверху вниз, а
не слева направо.

3. Схватывать одним взглядом группу слов, а не одно или
два слова, как вы это делаете, читая в данную минуту эту
страницу.

4. Не останавливаться и не возвращаться взглядом к
пройденным кускам текста.

5. Тренировать периферическое зрение, стараясь взгля­
дом охватить как можно больше слов.

6. Чаще тренироваться. Идя по улице, стараться одним
взглядом запечатлеть номера проезжающих машин, рек­
ламную информацию и т. п.

7. Ежедневно тренироваться по 30-40 мин.

8. Читать без регрессии, т. е. не допускать возвратных
движений глаз.

9. Читать по принципу интегрального алгоритма (Алго­
ритм — совокупность каких-либо действий или ряда конк­
ретных операций с точным указанием их последовательно­
сти от начала до конца; интегральным он называется пото­
му, что его действие распространяется на весь текст в це­
лом.) для формирования навыка чтения, предусматриваю­
щего определенную последовательность рациональных
действий в соответствии с блоками алгоритма от первого
до последнего. Всего 7 блоков интегрального чтения (кни­
ги, статьи): 1) автор; 2) источники его данные; 3) проблема;
4) фактографические сведения; 5) особенности излагаемого
материала; 6) критика; 7) новизна излагаемого материала
и возможности использования в практической работе.

Требуется хорошо запомнить все блоки алгоритма и не забывать их при чтении.

10. Выработать умение извлечения дифференциального
алгоритма чтения, т. е. ключевых слов — смысловых рядов
— доминанты или значения смысловой части текста.

11. Избавиться от артикуляции при чтении текста (про-
говаривание слов шепотом, мысленное произнесение слов)
и предельно сжать внутреннюю речь (она проявляется в виде
коротких залпов ключевых слов и смысловых рядов, адек­
ватно отражающих смысл текста).

С этой целью предлагается для многократной трениров­ки упражнение «Выстукивание ритма».

Суть упражнения такова: читая какой-либо текст «про себя», вы выстукиваете рукой ритм, не соответствующий обычной ритмике русской речи. Он представляет собой

двухтактное постукивание с четырьмя ударными элемента­ми в первом такте и двумя во втором и со значительным уси­лением удара на первом элементе каждого такта.

Достаточно почитать в течение 20 ч с выстукиванием рит­ма, чтобы созрела и окрепла новая программа работы моз­га, сформировался новый стереотипный код, обеспечива­ющий обработку информации, поступающей в мозг по зри­тельному каналу, без проговаривания. Для выстукивания ритма карандаш берут тремя пальцами правой руки и уда­ряют по столу — твердо, уверенно и четко. Ритм выстукива­ют при активном движении всей руки, а не только кисти. При чтении с одновременным выстукиванием ритма главное — обеспечить непрерывность и правильность рисунка ритма. Поначалу чтение с одновременным выстукиванием ритма проходит очень медленно и без понимания прочитанного. В течение недели рекомендуется читать так несложные тек­сты по 1-1,5 ч ежедневно. Все время вспоминайте ритм и выстукивайте его перед сном. Совершенствование в скороч­тении пойдет по следующей схеме: 1-я фаза тренировок (8-10 ч) — Ч = В, 2-я фаза тренировок (до 10 ч) — Ч + В = П, 3-я фаза тренировок Ч + В + П = 3, 4-я фаза тренировок (до 100 ч) — Ч + В + П + 3, где Ч — чтение; В — выстукивание ритма; П — понима­ние; 3 — запоминание.

Ваша задача — добиваться того, чтобы скорость чтения с выстукиванием ритма равнялась скорости обычного чте­ния. Положительным итогом освоения упражнения с высту­киванием ритма считается развитие ярких наглядно-образ­ных представлений в процессе чтения.

БЫСТРОЕ ЧТЕНИЕ КАК УВЕЛИЧИТЬ СКОРОСТЬ ЧТЕНИЯ И ЗАПОМИНАТЬ ПРОЧИТАННОЕ

12. Развить периферическое зрение. Для этого исполь­зуются 8 таблиц Шульте. Каждая таблица представляет со­бой разграфленный на 25 ячеек квадрат размером 20 х 20 см с числами от 1 до 25, вписанными в ячейки в произвольном порядке.

Остальные 7 таблиц расчерчиваются так же с той лишь разницей, что меняется расположение цифр в ячейках.

Задание — найти взглядом в таблице каждую цифру от 1 до 25 в предельно ко­роткое время. Правила работы с таблицами таковы. Для тренировки необходимо использовать все 8 таблиц. Перед началом ра­боты с таблицей взгляд нужно фиксировать в ее центре, что­бы видеть таблицу целиком. При поиске цифр, следующих друг за другом, разрешается фиксация глаз только в цент­ре таблицы; горизонтальные движения глаз запрещены.

Таблица 1.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ОСВОЕНИЯ ТЕХНИКИ БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ

Наименование этапа

Ознакомление и изучение правил быстрого чтения,

освоение аутогенной тренировки

Чтение без регрессий

Интегральный алгоритм чтения

Дифференциальный алгоритм чтения

Избавление от артикуляции

Движение глаз при чтении

Усиление внимания при чтении и последующие тренировки

Продолжительность Ожидаемая

скорость чтения знаков в 1 мин

20 дней по 1ч 630

10 дней по 40 мин 800

14 дней по 40 мин 1200

15 дней по 40 мин 2000
14 дней по 40 мин 1500
14 дней по 40 мин 2000

100 дней по 40 мин До 3500

Таблица 2. ФОРМУЛЫ САМОВНУШЕНИЯ ПРИ ОСВОЕНИИ ТЕХНИКИ БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ

Наименование этапа Формулы самовнушени-я

«Мне легко читать быстро. Я справляюсь. Я читаю без регрессий»

«Мне легко читать быстро. Я справляюсь. Постоянно помню 7 блоков

интегрального алгоритма чтения. Вижу свой зрительный образ

алгоритма» (повторить содержание всех 7 блоков алгоритма)

«Я читаю быстро. Сразу нахожу в тексте его доминанту. Излагаю ее

своими словами.»

«Я читаю быстро. У меня нет артикуляции. Я запомнил ритм для ее

подавления. Я буду помнить его всегда» (простучать ритм)

«Я читаю все быстрее и быстрее. Поле моего зрения постоянно

расширяется. Я вижу всю страницу, весь текст сразу».

«Я читаю быстро. Глаза легко и свободно скользят по тексту только

вертикально. Мне очень приятно так читать»

«Я читаю удивительно быстро. Я всегда внимателен. Сосредоточен.

Мое внимание подчиняется мне»

«Я читаю удивительно быстро. У меня отличная память. Все нужное

запоминается само собой без всяких усилий».

«Я умею быстро читать. Я буду быстро читать всегда. Постоянно помню

все правила быстрого чтения» (повторить все правила)

Расстояние от таблицы до глаз должно быть таким же, как и при чтении обычного текста, т. е. примерно 25-30 см.

Находить цифры нужно беззвучным счетом (т. е. про себя) в возрастающем порядке от 1 до 25 (или в другом, опреде­ленном порядке). Найденные цифры указываются только взглядом (для этого таблицу держат обеими руками в слег­ка наклонном положении). В результате тренировки на счи-‘ тывание одной таблицы должно затрачиваться 25 с и менее.

13. Научиться читать при движении глаз по вертикали: фиксировать взгляд на ключевых словах и смысловых ря­дах.

Весьма эффективным в освоении скорочтения является упражнение «Метод штурма».

В основе упражнения — создание стрессовой ситуации, когда на чтение одной книжной страницы отводится всего 15 с. За это время вы должны действительно прочитать, а не просмотреть («не пробежать глазами») текст.

Правила выполнения упражнения таковы. Подготовьте 10-12 книг форматом 60×84 1/16, объемом 50-100 страниц каждая. В первых двух-трех книгах предварительно сделай­те разметку: простым карандашом проведите едва замет­ные линии сверху вниз по центру каждой страницы. Время, затрачиваемое на прочтение каждой страницы (15 с), фик­сируйте по секундомеру. Можно обойтись и без секундоме­ра: прочтите 100 страниц за 25 мин. Главное при таком чте­нии — строго вертикальное движение глаз по центру стра­ницы с полным охватом всего поля текста. Фиксация глаз

Чтение без регрессий Интегральный алгоритм

Дифференциальный алгоритм чтения Избавление от артикуляции Движение глаз при чтении

При дальнейших тренировках

мовнушения в состоянии аутогенного погружения.

Перед каждым целевым самовнушением нужно выпол­нить из системы AT три основных упражнения по «входу» в состояние погружения.

В табл. 2 приведены формулы самовнушения, рекомен­дуемые при освоении техники быстрого чтения.

Все занятия и тренировки по освоению техники быстро­го чтения желательно проводить в одно и то же время. Ра­бочее место должно быть хорошо и ровно освещено. На сто­ле ничего лишнего. Настоятельно рекомендуется читать большую часть времени в положении стоя, размещая книгу на наклонной поверхности типа бюро или конторки.

При чтении время от времени желательно делать пере­рывы, давая отдых глазам.

В течение первого года рекомендуется проводить по од­ной тренировке в месяц продолжительностью в одну неде­лю по 1-2 ч ежедневно.

Комплекс упражнений на неделю

Первые два дня по 1-1,5ч читать различные тексты с од­новременным выстукиванием ритма.

По окончании чтения отдельных текстов изложить содер­жание прочитанного, сформировав блоки интегрального алгоритма чтения и доминанту.

Вторые два дня по 25-30 мин работать с таблицами Шуль-те. Прочитывать ежедневно по 1 -2 книги «методом штурма».

Заключительные два дня выполнять упражнения для тре­нировки внимания.

(их остановка) и частично горизонтальные движения — до­пустимы, но только в местах с наибольшей информацион­ной плотностью. Полностью понимать и усваивать прочи­танное при таком чтении от вас пока не требуется. Каждую из подобранных книг читайте от начала до конца без пере­рыва. По окончании чтения в письменном виде укажите, ка­ковы наиболее интересные события, факты, явления вам за­помнились.

«Методом штурма» рекомендуется прочитывать ежед­невно по одной книге объемом 50-100 страниц.

В освоении техники быстрого чтения вам поможет при­мерный план, представленный в табл. 1.

В ходе занятий целесообразно применять формулы са-

В завершающий седьмой день рекомендуется для про­верки результативности занятий прочитать 6 газет, 3 науч­но-популярных журнала и 150-300 страниц любого текста (тройная ежедневная норма). Эффективность выполнения данного задания и будет свидетельствовать об успешности ваших тренировок.

В начале тренировок вы будете улавливать содержание текстов. Однако через 6-8 месяцев упорных тренировок ско­рость чтения возрастет в 2,5-3 раза и эффективность вос­приятия текста будет примерно такой же, как и при обыч­ном чтении. Желательно фиксировать, за какое время вы прочитываете 2-3 страницы, и в конце каждого месяца срав­нивать результаты.