5. бхуты — доши – органы восприятия – прана / свойства пищи и свойства едока / йога

5. бхуты - доши – органы восприятия – прана / свойства пищи и свойства едока / йога
Через соединение качеств акаша и вайю (не без помощи праны) в теле возникает определённый тип энергии – доша Вата. Она контролирует все аспекты пространства и движения, проявляя в основном характеристики вайю (ветра). Дыхание, сердцебиение и кровоток, деятельность мышц, нервные импульсы и сенсомоторные функции осуществляет Вата-доша. В пищеварительном цикле, род её деятельности, распространение питательных веществ и удаление отходов. В целом, Вата обеспечивает в организме циркуляцию жидкостей и энергии. Состояние всей нервной системы и органов восприятия, неразрывно связано с функциями ваты. По соответствующим этим органам каналам восприятия, поступает информация, нервные импульсы. Количество и качество прохождения импульсов к мозгу и в обратном направлении регулируется ватой.
Кожу и слух соотносят с вайю и акашем. По той причине, что кожа, самый сухой и чувствительный орган тела (признаки вайю), способный реагировать, как свойственно вайю, на малейшие движения. Вся поверхность нашего тела способна ощущать различного рода изменения: прикосновение, давление, трение, температуру – всё связанное с движением. Ухо обладает полой структурой, (свойственной для акаша), благодаря чему, оно способно улавливать волновые вибрации различной частоты.
Первоисходный, транстедентальный (транстедентный?) звук, может проявиться только в акаше (пространстве).
Первопричинная энергия акаша и вайю – Прана, является одновременно пространством и силой, порождающей движение в этом пространстве. Движения сознания – вритти, контролируются праной. Прана поддерживает сознательные функции управления и координации ума, проявляясь как сила, побуждающая к духовному развитию.
В окружающей среде составные элементы ваты — акаш и вайю, проявляются как силы вызывающее разделение частиц — результат расширения и иссушения. Воздействие вайю, причина любого движения материи, в конечном итоге ведущая к её дезинтеграции. Характерный пример работы вайю — процесс выветривания гор. Сочетание элементов агни и ялы порождает Питта дошу — жидкий огонь, его функция, все преобразования в теле, выработка тепла и энергии. Печень, желчный пузырь, поджелудочная железа, селезёнка, все эти органы связаны с её деятельностью. Каждый из них, производит вещества содержащие кислоты и ферменты, которые меняют цвет, форму и структуру всего к чему прикасаются. Яркий цвет кожи и блеск глаз говорит о наличии фактора питты. Зрение, непосредственно связано с агни, поскольку глаза, единственная часть тела, способная отражать свет, различая не только форму (контуры) предметов, но и цвет. Ухудшение зрения, часто связано с дисфункцией питты, чему способствуют «горячие» неуправляемые эмоции – раздражительность, вспыльчивость, гнев, ярость.
Тонкая энергия агни – Тэджас, проявляется на уровне ума, производя анализ информации и обеспечивая её понимание. Качество теджас, так же необходимо в духовной эволюции, для преобразования и обновления праны. По мере духовного развития и продвижения в йогической садхане, жизненная сила неизбежно проходит процесс трансформации, поскольку её грубая форма, привязывает сознание/восприятие к физическому телу.
В природе, агни выражается во всех преобразованиях материи, будь то переплавка металла или прорастание семени. Агни, это не огонь/пламя, в непосредственном виде, а принцип трансформации, благодаря силе которого происходит всё многообразие видоизменений материи.
Сочетание ялы и притви порождает в теле Капха-дошу, которая увлажняет, смазывает и склеивает, придавая телу твёрдость и структуру. Капха отвечает за увеличение размера и стабильноть всех тканей — их рост, устойчивость, силу и способность к регенерации. Состояние иммунитета во многом зависит от капхи.
Вкус и запах — каналы восприятия связанные с функциями этой доши. Язык, орган вкуса, покрыт водянистым секретом и различает вещества, растворённые в слюне, в соответствии с жидкой и склеивающей природой ялы. С помощью обоняния мы воспринимаем и различаем мельчайшие твёрдые частицы притви, в основе этого чувства, отражается тяготение притви к массе и форме.
В природе Яла привносит влагу и текучесть в материю, не случайно выражение, вода основа жизни. Вызывая склеивание частиц, яла способствует их преобразованию в более плотную форму и структуру, свойственную для Притви. В теле это выражается в процессе роста тканей. Из жидкой среды (ялы), с растворёнными в ней питательными веществами, образуются более плотные структуры (притви), которые медленнее изменяются и более стабильны. По причине замедления/прекращения обменных процессов, тело со временем становиться малоприспособленным к жизни и разрушается. Изначально в теле, имеется фундаментальный запас жизненной силы, отвечающей за его жизнеспособность.
Тонкая сущность этой силы – Оджас, представляет собой третью разновидность праны. Эссенцию усвоенных нами пищи, воды, воздуха и впечатлений. Оджас является основой энергетики, питая чувства, разум и душу, без него не может функционировать тело и сознание, подобно тому, как огонь не может гореть без дров. Сбалансированная работа дош в теле и саттвическое равновесие гун в сознании, обеспечивает качественное пополнение оджаса. В повседневной жизни большинство людей сжигает свой оджас, практически не пополняя его запас. В аюрведе принято считать, что на физическом уровне оджас сконцентрирован в репродуктивной ткани (шукра дхату), в семени у мужчин, в яйцеклетке у женщин, на тонком праническом уровне, он накапливается и храниться в области сердца. Оджас обеспечивает не только хороший иммунитет, который, к примеру, бывает у тараканов и прочих живых существ, но так же устойчивость на пути духовного развития, поддерживая связь Атмы (души) с Пурушей (её Источником). Накопив и сохранив достаточно Оджас, некоторую его часть йог перераспределяет, трансформируя с помощью Теджас, в итоге Оджас становиться Праной, той самой, управляющей вритти силой. Следует отметить, что речь идёт о сознательном управлении своими вритти, поскольку переработанный с помощью йогических практик Оджас собой представляет прогрессивную форму праны, более подходящую для развития тонких способностей восприятия, часто уже не связанных с привычной работой органов чувств.

Источник: http://medkarta.com/?cat=article&id=21513

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *